Еще вчера это было странным и казалось недоразумением, а сегодня к этому уже почти привыкли. Новый уклад жизни или как говорят журналисты реалии современных процессов в обществе стремительно входят в нашу жизнь, разделяя ее на старый мир и новый мировой порядок с кодовым названием «Новый чудесный мир".

Ох, вывод оказался в начале, ну и ладно, продолжу.

У меня в деревне под Воронежем есть родительский дом. Туда я езжу несколько раз в год навещать отца и брата. Года три назад, когда я приехала туда летом, то познакомилась с маленьким мальчиком шести лет от роду. Его бабушка и дедушка живут по соседству, к ним родители и отправили ребенка на лето.

А я привезла с собой много рабочего материала с семинаров научно-исследовательского проекта по развитию интуиции и принятию решений в ситуациях неопределенности , чтобы плотно поработать на природе.

Ребенок оказался очень любознательным и общительным. Каждое утро, проснувшись и позавтракав, он бежал ко мне «дружить». Тогда я решила вплетать в игры с ним интуитивные практики для развития мышления. Результат превзошел все мои ожидания. Шестилетний малыш быстро понимал и осваивал упражнения, на которые многим взрослым требуется не один год. Главный ключ в этом – его огромный, неподдельный интерес к процессу обучения. Причем его мама сетовала, что Костя ленив и в подготовительной группе плохо успевает. Я удивлялась таким несоответствиям и спрашивала своего маленького друга, в чем трудность при подготовке к школе? Он начинал вздыхать и отводить взгляд, а потом признался: «Мне там неинтересно, она скучно и непонятно объясняет (учительница)».

В своей статье « Можно ли верить сказочнице», я писала о том, что детям лучше рассказывать, сочинять сказки или читать их вслух. Что при просмотре фильмов и мультфильмов возможны подмены ценностей.

В подтверждение своих слов сделала это видео.

 При просмотре мультфильмов и фильмов ребенку предлагается готовый видеоряд с эмоциями и определенным поведением героев, что подталкивает человека к закреплению модели поведения, формирует в нем ценности, в соответствии с задумкой авторов.  Но цели режиссёров, сценаристов, продюсеров бывают совсем иные, чем думают родители, усаживая ребенка перед экраном телевизора или гаджета.  

Посмотрим вместе несколько коротких фрагментов популярных мультфильмов и пройдемся по смыслам. 

 Продолжение темы появилось после просмотра фильм-сказки "Конек-Горбунок". В статье пишу, что увидела в нем.

Более подробно  об изменении смыслов в сказках в статье " Что смотреть нашим детям".

Для детей и не только.

Моя бабушка была знатной сказочницей. Впрочем, не она одна в нашей семье. Их было пятеро сестёр, и все одна другой красноречивее. За ними «не заржавеет» и шутку уместную вставить, и словцо острое быстро подобрать, и сказку придумать на ходу. А всего- то у бабушки образования было три класса.

Но, по всей видимости, три класса в прошлом веке и нынешнем - две большие разницы.

Стихов она знала наизусть немерено, и многие из них были очень длинные. А уж басен и присказок и вовсе не сосчитать. Она обильно и ярко вплетала их в свою речь. Для современного ребёнка это покажется чем-то запредельным для усвоения и запоминания без гаджетов такого объема информации.

А ещё я в дошкольном возрасте частенько спала вместе с бабушкой. Мне это очень нравилось, так как я любила слушать ее истории и просила рассказать мне сказку на ночь.

Бабушка рассказывала, причём часто это делала в просонном состоянии. Она рано вставала, много трудилась в течение дня, и к вечеру сильно уставала. Но внучке никогда не отказывала. Поэтому, рассказывая сказку, бабуля могла засыпать, и уже в полудреме, видя сонные грёзы, она гармонично вплетала их образы в свой рассказ.

Большое влияние на меня оказывал и ее голос в таком состоянии. Он был тягучий, замедленный, и от этого, мне казался нереально сказочным. Иногда бабушка погружалась в более глубокий сон, тогда раздавалось ее размеренное дыхание, сознание выключалось и речь прекращалась, часто на очень интересном для меня месте. Тогда я осторожно толкала бабулю и просила продолжения. Она выныривала изо сна, и как ни в чем не бывало продолжала сказание, продолжая с присказки: "Ну, увлекайся дальше". 

 Кусочек города

Удивительная погода этой осенью. Очень даже благоприятный день. Тепло, солнечно, да к тому же выходной! Решила с друзьями погулять на природе.

По дороге в парк проходили мимо магазина, приятели решили зайти купить воды и «чего-нибудь вкусненького», а я осталась ждать их на улице.

Вижу из супермаркета выходит девочка лет одиннадцати, в руках у нее большая бутылка спрайта, две пачки чипсов и маленькая бутылка воды. Спускается по ступенькам и подходит к женщине с велосипедами, как оказалось матери. «На, положи куда-нибудь», - протягивая добычу, оптимистично изрекает ребенок.

Смотрю, что-то пошло не так, так как у матери вытягивается лицо, и она недовольно ворчит: «Куда я положу, у меня нет большой сумки».

Девочка, словно не слыша реплики мамы, продолжает: «Ну придумай что-нибудь».

Захожу на днях в метро, народу не так много – обеденное время.  Я спокойно села, достала книгу. Едва прочитала пару страниц, как меня привлек звонкий голос ребенка. Поднимаю голову и моему взгляду открывается занятная картина.

На очередной станции в вагон входит семья, а именно, супруги с маленькой девочкой лет четырёх и бабушка малышки. Семейство рассредоточилось по вагону, вернее мама села отдельно и достала томик стихов Сергея Есенина. «Очень символично», - подумала я, вспомнив, что сейчас проходит есенинская неделя в преддверье юбилея великого поэта.

А папа с дочкой и тёщей расположились рядом со мной. Девочка очень подвижная и смышленая, сразу было видно, что развитие сознания опережает ее возраст. Меня удивило отношение отца и то, как он общался с ней. Честно скажу, такое нечасто встретишь в наш скоростной век, когда многие родители наспех общаются со своими детьми, параллельно успевая переписываться в гаджетах, да еще общаться по телефону.