Образование играет ключевую роль в формировании мыслительных процессов у людей. Причем образование начинается с самого момента рождения. Новые ощущения, звуки, яркий цвет, свет – все накладывает отпечаток в мозге только родившего человека, формирует нейронные цепочки, создает матрицу эмоций. Потом появляются новые впечатления, они тоже добавляются в базу данных ребенка. Так происходит познание окружающего мира. И здесь далеко не последнюю роль играет последовательность, связность получаемых впечатлений, их эмоциональный окрас, реакции взрослых и много чего ещё. Чем более увязана между собой входящая в сознание ребенка информация, наполнена приятными ощущениями, тем быстрее он учится, развивается. Тогда обучение называют системным. Если же ребенок растет в неустойчивой эмоциональной среде, с резкими перепадами, криками, сменами условий проживания, окружения, то сознание у ребенка заполняется большими пластами информации, которая не увязана между собой, содержит разрозненные блоки. В таких случаях малышу гораздо труднее развиваться, он становится беспокойным, тревожным, у него могут возникнуть трудности в запоминании, сравнении, воображении и т.д.

Через систематическое обучение люди усваивают базовые знания о мире и развивают навыки анализа и сравнения. Образование помогает сформировать устойчивые мыслительные модели, которые в дальнейшем определяют способ восприятия окружающего мира и понимания его структуры.

Ценности и убеждения родителей, воспитателей, их внутренняя культура также оказывают значительное влияние на формирование индивидуальных мыслительных процессов. От культурных норм и ценностей зависит, как человек интерпретирует информацию, какие аналогии и сходства он видит в окружающем мире. Шаблоны и стереотипы взрослых часто воспринимаются детьми напрямую или от обратного и оказывают сильное воздействие на развитие мышления у ребенка.

Посредством сравнения через известное человек учится находить различия и сходства между объектами, эмоциями, поведенческими реакциями, словами. Показывая малышу разные объекты и предметы, называя их, мы таким образом учим его различать, например, корову от собаки не только внешне, но и по их характеристикам, поведению, функциональности и роли в природе. Это помогает развивать умение видеть глубинные аналогии и изоморфизмы в различных областях жизни.

Человек существо социальное и для его развития необходимо контактировать с другими людьми. Только так человек чувствует человеком. Если бы мы не видели себе подобных вокруг, то и не смогли бы и осознать себя.

Как же мы опознаем, что это человек, а это камень или травинка?

Изоморфизм — это геометрическое или математическое соотношение между объектами, выражающиеся в аналогиях, общности закономерностей их структур. С его помощью мы учимся контактировать и взаимодействовать, находя подобия и различия. Это базовые алгоритмы мышления.

При помощи этого принципа мы сравниваем, устанавливаем соответствия. Например понимаем, что корова больше похоже на лошадь, чем на бабочку или дерево.

Для чего я даю эту информацию на своём канале об осознанности?

Для понимания, что изоморфизм заложен в наших подсознательных структурах и действует автоматически. Это базовые алгоритмы мышления. Но для их применения необходима осознанность.

Когда мы чувствуем симпатию или эмпатию, то это подсказка, что соответствия установлены на уровне наших образов, мыслей, эмоций, физических действий и мы готовы к взаимопониманию.

При достижении взаимопонимания происходит обмен информацией между аналогичными структурами. Они взаимно обогащаются. Этот процесс вызывает изменения дальше и в других, переплетаясь с похожими структурами. Таким образом мы участвуем в созидании нашей общей реальности.

Понимая и осознавая этот принцип, мы становимся на путь сотворчества, а это действительно круто!

Но граней осознанности много, часть из них изложена в предыдущих статьях. и видео

Продолжение следует…

 

Тема этой статьи социогуманитарные уклады. На первый взгляд может показаться, что она не имеет отношения к тематике моего канала: психоэкологии, детскому восприятию, осознанности… Но только на первый. Так как организация нашей жизнедеятельности в социуме напрямую влияет как на наш образ жизни, так и на наши убеждения, мировоззрение, поведение. Хотя, безусловно, вне зависимости от условий жизни, человеку необходимо оставаться человечным: любить, развиваться, заботится о ближнем, сотрудничать, быть благодарным.

О том, что в настоящий период нас стремятся перевести в другой технологический уклад, не слышал разве что еще младенец. Что это же это за уклад ближайшего будущего?

Давайте начнем с начала, то есть определимся с понятиями технологический уклад, социогуманитарный уклад. Затем кратко пройдемся какие уклады были до настоящего, что сейчас и к чему мы движемся. Постараюсь изложить просто.

Технологический уклад – преобладающий способ производства необходимых товаров, услуг в социуме механизированным методом. Он основан на техническом уровне развития общества.

Социогуманитарный уклад – это тип отношений между людьми, в которых преобладают те или иные ценности, идеология, приоритеты.

Возникает вопрос: что первично технологический уклад или социогуманитарный (курица или яйцо)? Нас убеждают, что первое задает основу для второго.

Предлагаю каждому поразмыслить над этим.

Смена технологического уклада происходит, когда согласуются два важных звена:

Здесь предлагаю вам побыть немного исследователями и аналитиками.

Представляю вам для сравнения два стихотворения известных авторов советской эпохи.

Оба автора, Евгений Евтушенко (1932–2017) и Самуил Маршак (1887–1964), были обласканы государством, творчество их пропагандировалось и изучалось в школах. Есть в их биографиях и белые пятна, речь сейчас не об этом. А об их конкретных стихотворениях, и судьбах этих стихов.

У того и у другого есть по стихотворению об игрушке Ванька-Встанька, написанных в середине двадцатого века. Судьбы у этих произведений разные.

Версия Евтушенко широко не распространялась, в школах не изучалась и о ней немногие знали до недавнего времени. Я эти стихи прочитала недавно, когда углубилась в биографию Евгения Евтушенко, а потом нашла клип проекта «Поем вместе».

А стишок Маршака про эту же игрушку, наоборот, знает почти каждый с малых лет. Он включается почти во все в детские сборники, иллюстрируется, дети заучивают его наизусть.

Отчего «немилость» к одному и популяризация другого?

Одна большая компания для исследования популярности своих товаров провела эксперимент, который оказался больше психологическим нежели рекламным. Суть эксперимента заключалась в том, чтобы привлечь как можно больше внимания людей к одежде, которую компания рекламировала.

В первом случае в центре большого города в разгар жаркого лета на площадь выходила девушка, одетая в зимнюю одежду.

Во втором случае, тоже в людном месте, выходила модель, которая начинала обнажаться до купальника.

В первой ситуации реакция у людей была достаточно пассивной: кто-то более внимательно смотрел в ее сторону, один ребёнок задал взрослым вопрос: «Почему тётя так тепло одета». Ну и всё.

Зато во второй заинтересованных было гораздо больше. Образовывалась толпа зевак, которые с любопытством и эмоционально наблюдали за действом.

Подкатегории