Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына.

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

Это, пожалуй, первое, что вспоминается из сказки про Конька-Горбунка П. П. Ершова.

Совсем недавно вышел фильм – сказка по мотивам этого произведения. Фильм наш, при участии Colombia a Sony Company.

С технологиями, спецэффектами, красочностью все в порядке. И детям, и взрослым есть чем глаз порадовать.

Но я хочу не об этом написать. А о смыслах. И что действительно радует – в фильме их много!

Самый главный успех фильма, считаю в том что, после его просмотра и обмена впечатлениями, десятилетний мальчик моей знакомой спросил:

- А я так тоже смогу?

Да, разница с оригиналом большая.

Начиная от того, что в источнике сказка написана стихами. Слог ее наполнен метафорами того времени. И безусловно, маленьким детям полезно читать сказки. Прочтение развивает разные грани мышления: воображение, память, когнитивные способности. Об этом подробнее в статье «Бабушкины сказки».

Но зато в фильме современная подача. Сарказма и юмора о наших реалиях в нем полно. Но не только это.

В нем раскрывается четче и понятнее этапы духовного развития человека. Даются даже намеки на техники. А это дорого стоит!

Он больше, считаю, для взрослых, чтобы переосмыслить жизненные ценности, которые родители передают детям от поколения в поколение. Фильм подталкивает задуматься о глубинном смысле жизни.

В оригинале П. П. Ершов описывает суть духовного Преображения схематично, небольшими фрагментами. Больше внимания уделяет описаниям внешних атрибутов, обычаев, христианских и дохристианских верований. Символы и знаки там только указываются намеками.

Например, про терем Царь-Девицы:

«Только, братцы, я узнал,

Что конёк туда вбежал,

Где (я слышал стороною)

Небо сходится с землёю,

Где крестьянки лён прядут,

Прялки на небо кладут.

………

По ночам здесь Солнце спит,

А полуденной порою

Месяц входит для покою».

То есть, намек на то, что Девица неземного происхождения. Она дочь и сестра Луны и Солнца. Лучшая (вторая) половина человека. Увидеть ее, а тем более попасть в ее неземное жилище может далеко не всякий, а только достойный. Но об этом П. Ершов ничего не говорит.

Не видно по сюжету поэмы-сказки и этапов развития Ивана. Он полагается в основном на силу Конька, вплоть до Преображения. А в чем его-то заслуга?

Странным выглядит и то, что в сказке П. П. Ершова Царь-Девица Ивану вовсе не по нраву:

«Хм! Так вот та Царь-девица!

Как же в сказках говорится,

— Рассуждает стремянной,

— Что куда красна собой

Царь-девица, так что диво!

Эта вовсе не красива:

И бледна-то, и тонка,

Чай, в обхват-то три вершка;

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу ты! Словно у цыплёнка!

Пусть полюбится кому,

Я и даром не возьму».

Но при этом в конце сказки женится на ней. Выглядит, как брак по расчету. О Любви между ними ничего не сказано. Почему? Может быть от того, что это все-таки не народная сказка, хотя в ней, конечно же, взято много из народной мудрости.

В фильме же показано,

  • что от испытания к испытанию Иван все более осмысленно действует, взрослеет, умнеет. А Конек подталкивает его к познанию, причем иногда от противного.
  • К моменту встречи с Царь-Девицей Ваня уже достиг определенного уровня чистоты, чтобы различать истину и иллюзию (ледяной дворец, поиск настоящей Девицы среди ее отражений…), по-настоящему полюбить.
  • Показано, что Конек ему дан не просто так, а потому, что он живет чувствами, добрый, искренний, смелый.
  • Апогей самосовершенствования — это его Покаяние перед прыжком в котлы. За это режиссёру фильма особая благодарность.
  • Показан важнейший этап очищения - оставление прошлого, без него Преображение невозможно.
  • Много присутствует знаков и символов, даже то, что трансформация в каждом котле происходила на разных уровнях, с добытыми им в трудных испытаниях качествами, которые представлены атрибутами-символами:

- В первом с кольцом Царь-Девицы - Духовность, всепобеждающая Любовь;

- Во втором с пером Жар-Птицы – горние Смыслы и Сила, которые растопили лед невежества;

- В третьем с цветком Смерти и Жизни - высший Дар - духовное Без Смертие, рождение Человека Совершенного.

То есть, в фильме есть глубокие мысли и пища для размышлений. Если проникнуться смыслами, вытащив их на первый план вместо зрелищности, то остается явное послевкусие сюжета и идут осознания.

Это сейчас редкий шаг в сторону смыслового кино, попытка к восстановлению забытых (утраченных) ценностей и знаний, заложенных в сказках.

При этом присутствует легкая, упрощенная подача и зрелищность фильма, которые, на мой взгляд, «замыливают» идеи.

Но если отвлечься от двухмерного взгляда на мир, который мы воспринимаем глазами, то можно «трехмерным» взглядом увидеть нечто большее - мир смыслов.

В общем фильм мне понравился. Игра актеров тоже, хотя она некоторым покажется, вполне возможно, неоднозначной.

Доброй чистой дороги, друзья! Заходите, вместе идти веселее!