Захожу на днях в метро, народу не так много – обеденное время.  Я спокойно села, достала книгу. Едва прочитала пару страниц, как меня привлек звонкий голос ребенка. Поднимаю голову и моему взгляду открывается занятная картина.

На очередной станции в вагон входит семья, а именно, супруги с маленькой девочкой лет четырёх и бабушка малышки. Семейство рассредоточилось по вагону, вернее мама села отдельно и достала томик стихов Сергея Есенина. «Очень символично», - подумала я, вспомнив, что сейчас проходит есенинская неделя в преддверье юбилея великого поэта.

А папа с дочкой и тёщей расположились рядом со мной. Девочка очень подвижная и смышленая, сразу было видно, что развитие сознания опережает ее возраст. Меня удивило отношение отца и то, как он общался с ней. Честно скажу, такое нечасто встретишь в наш скоростной век, когда многие родители наспех общаются со своими детьми, параллельно успевая переписываться в гаджетах, да еще общаться по телефону.

Малышка задавала много вопросов, что было естественно для ребёнка её возраста. А вот как папа отвечал на них, настолько привлекло моё внимание, что я перестала читать книгу и практически стала пассивным участником их разговора. Темы и вопросы ребёнка были разные, они перескакивали от одного к другому. То она эмоционально рассказывала об общении с мальчиком в детском саду, то ее мозг переключался на лампочку, которая освещает вагон метро. Дальше шли переживания того, «как же светит солнце и не падает», до разбора такой философской темы «почему не надо сильно болтать ногами, задевая стоящих рядом пассажиров».

Взаимодействие отца и дочери было очевидным. Он вёл канву разговора с одной стороны очень заинтересовано, поддерживая темы дочурки, а с другой - спокойно и уверенно. То есть, он действительно осознанно общался с дочкой, а не так как некоторые из родителей, односложно отвечают своим чадам с нотками недовольства, что «детский лепет» отрывает их от чего-то более важного. Мужчина был с девочкой полностью «здесь и сейчас», и они оба получали радость от общения и выглядели вполне счастливыми. Причём отец строил разговор таким образом, что в его интонациях не прослеживались нотки нотаций или превосходства. Не было и длинных монологов или пространных объяснений с его стороны. Наоборот, он активно привлекал девочку к ответам. То есть, строил разговор с одной стороны дружески, а с другой стороны подталкивал ребёнка к тому, что она сама искала ответы на свои же вопросы, используя знания и понятия, которыми она уже владела, а он добавлял недостающую ещё в её багаже информацию, доступно для восприятия. При этом старался, чтобы она сама делала выводы и заключения.

Беседа у них получилась настолько занимательная, что со мной случился казус, я откровенно и с увлечением слушала их рассуждения: «Почему солнышко тёплое и чем отличается кузнечик от муравья». Я наблюдала за девочкой и отмечала её умный, смышленый взгляд, спокойную уверенность. Она не боялась задавать вопросы, ее приучали с удовольствием искать ответы на них.

А ведь где удовольствие, там интерес и, следовательно, концентрация внимания. Благодаря чему идут мощные процессы изменений в мозге, развивается Личность. То есть, в столь юном возрасте этот ребёнок вполне самостоятельно мыслил и не ждал готовых ответов от взрослых, а заинтересованно и деловито, как исследователь, рассуждал, расширяя свое мировоззрение. Девочка была спокойна, раскована и довольна.

Хочу отметить ещё такой момент, что бабушка тоже очень спокойно себя вела. Она не вмешивалась в разговор, было видно, она очень довольна своим зятем. Скорее всего, бабушкины сказки тоже оказывают влияние на девочку.

Когда семья выходила из вагона, малышка предпочла руку папы, хотя мама пыталась взять её первой. Было очевидно, что она папина дочка, в самом лучшем смысле.

Доброй, чистой дороги, друзья. Интересных находок в пути!