Захожу на днях в метро, народу не так много – обеденное время.  Я спокойно села, достала книгу. Едва прочитала пару страниц, как меня привлек звонкий голос ребенка. Поднимаю голову и моему взгляду открывается занятная картина.

На очередной станции в вагон входит семья, а именно, супруги с маленькой девочкой лет четырёх и бабушка малышки. Семейство рассредоточилось по вагону, вернее мама села отдельно и достала томик стихов Сергея Есенина. «Очень символично», - подумала я, вспомнив, что сейчас проходит есенинская неделя в преддверье юбилея великого поэта.

А папа с дочкой и тёщей расположились рядом со мной. Девочка очень подвижная и смышленая, сразу было видно, что развитие сознания опережает ее возраст. Меня удивило отношение отца и то, как он общался с ней. Честно скажу, такое нечасто встретишь в наш скоростной век, когда многие родители наспех общаются со своими детьми, параллельно успевая переписываться в гаджетах, да еще общаться по телефону.

 Близнецы: просто дети и братья Березуцкие

Может быть мои соседи будущие звезды Лиги чемпионов или Суперкубка УЕФА! А пока они радостно гоняют мяч во дворе.

Одна из причин уделять внимание детской теме находится у меня прямо над головой. Да, именно так.

Потому, что этажом выше живут соседи, у которых два маленьких мальчишек- близняшек, озорников. С самого момента рождения по настоящее время, когда им уже около шести лет, я являюсь сторонним наблюдателем процесса их развития. И в прямом смысле они растут у меня не только на глазах, но прежде всего, на ушах. Поэтому некоторые сюжеты и темы в воспитании детей были навеяны услышанным общением родителей этих малышей и отношениями детей между собой.

Наблюдение номер один. На первый взгляд очевидное, но на поверку не совсем уж и понятное и куда более глубокое, чем кажется. Малыши внешне очень похожи, хотя по мере того, как они растут, отличия всё-таки начинают проявляться все больше. А вот характер у детей очень даже разный, причём самого рождения.

Чем-то похожи кактус и психика человека с негативными установками .

Кусочек разговора матери и сына-подростка по дороге из школы, в котором я оказалась случайным слушателем, ожидая зеленого светофора на перекрестке.

Вернее, это был ее монолог: «Вот все из школы выходят, как нормальные дети, Толя. А у тебя вечно шнурки развязны, рюкзак болтается. Ничего вокруг не замечаешь, если бы я тебя не окликнула, наверняка попал бы под машину».

Даже мое сознание невольного наблюдателя, зависло на некоторое время от этой тирады «НЛПишного» программирования, причем, заметьте, программирования от обратного.

Что же здесь не так? Очевидно же, что мама любит своего ребенка и эти слова сказаны, вроде бы, в воспитательных целях. Чтобы обратить внимание сына на его внешний вид, а также напомнить о правилах поведения в местах повышенной опасности, в частности, у дороги. А на деле каков ее посыл?

 

Вот лошадки цокают,

Волк зубами клацает,

Малыш сладко чмокает,

Мама тихо цыкает,

Ежик шумно фыркает …

За каждым таким «детским» глаголом стоит произношение конкретного набора звуков, которые младенец воспроизводит уже в 1-3 месяца от роду. Причем вне зависимости от расы, национальности, социальных условий и образования родителей.

Похоже, что изначально у нас на глубоко бессознательном уровне заложен общий для всех людей язык общения. Забавно, что 14 октября объявлен Всемирным днем стандартов, чтобы акцентировать внимание на важности единых подходов в мировой экономики. А вот дня Единого языка среди праздников я почему-то не нашла. Значит - это впереди!

В исследованиях поведения малышей от 1 месяца до 3х лет ученые находят много общего, в том числе в произношении определенных звуковых форм (см. Выготский Л.С. Педагогическая психология).

В этом возрасте дети пробуют общаться со взрослыми и между собой, издавая цокающие и щелкающие звуки. Приведу несколько типовых вопросов на эту тему, которые часто задают молодые мамы педиатрам и психологам, а также обсуждают между собой на различных форумах. Примеры взяты из открытых интернет- источников:

 

«По-настоящему боишься только того, чего не понимаешь» /Г. Мопассан/

Я бы еще сюда добавила несколько частиц не: не ожидаешь, не знаешь, не чувствуешь…

Вспоминается случай из детства с моим двоюродным братом, который был на три года младше меня. Мы были очень дружны с ним. Жили мы в деревенском доме.

Как-то весной к нам в гости приехала семья моего дяди вместе с братишкой, ему было лет десять, то есть не маленький уже. И вот мы общаемся с ним, играем, а потом пацан говорит:

- А у вас топор есть? – Я, удивившись резкому переходу, отвечаю:

- Есть, конечно, и не один. А тебе зачем?

- Надо скоро будет. Иди пока, гуляй.

Ответ брата несколько насторожил меня, но и заинтересовал тоже. Поведение моего компаньона становилось все более нервным, и вот он говорит:

- Где топор, давай мне и не подсматривай, обещаешь?

- А, что ты делать-то будешь? - спрашиваю. И в ответ слышу:

– Да так, надо пройтись, со мной не ходи.