Меня удивила история русского четырехлетнего мальчика Вани, которого усыновила итальянская семья.

В семье уже есть ребенок двумя годами старше. Итальянцы сами по себе очень эмоциональны и многословны. А тут маленький ребенок, который не знает языка.

Чуть ранее была затронута тема изначальных образов, которые лежат в основе восприятия. Теперь немного коснусь этой темы под «другим соусом». Вернее, разверну тему в сторону языков.

Замечали ли вы как общаются маленькие дети?

Им не важны слова, они считывают с взрослых картинки-образы и заложенные в них эмоции. Не верите? Понаблюдайте сами на досуге за малышами и их реакциями на ваше состояние и эмоции.

Расскажу реальный случай про детское восприятие.

Семья из Италии усыновила четырехлетнего русского мальчика Ваню. В семье рос родной ребенок, тоже мальчик, немного старше.

Приемный малыш не знал языка новых родителей, а итальянцы не понимали русского. На первых порах общаться было непросто.

Однажды Ванечка подошел к отцу и стал у него что-то просить, мужчина не мог понять, что надо ребенку. Мальчик все больше нервничал и капризничал, пока не вмешался старший сын. Он подошел к отцу и сказал: Папа, Ваня просит у тебя краски и бумагу! Это же так просто, неужели ты не можешь его понять»?

Образное мышление не требует знания языка. Язык стал необходим людям по мере развития логики, рациональности, символизма.

То есть, когда тенденция развития левого полушария уверенно взяла верх над правополушарным (образным) мышлением. До этого люди свободно общались напрямую чувственно-образным восприятием. Помните из ветхого завета: «На всей земле был один язык и одно наречие… И говорили они без слов».

Теория моногенеза – происхождения всех языков мира от одного праязыка – обнаруживается по всему земному шару.

Например, созвучие в словах «мама», «папа», «лист» у многих народов, заставляют задуматься, что изначально было то, что позволило языкам развиваться, у них одна и та же основа.

Ученые разных стран наконец-то открыто стали заявлять о своих выводах, что язык произошел от единого источника.

Например, американский лингвист Меррит Рулен, который преподает антропологию в Стэнфордском университете (Калифорния) с 1944 года, является убежденным сторонником моногенизма языков.

А вот что пишет по этому поводу известный лингвист С. А. Старостин: «Человеческие языки имеют абсолютно сходную глубинную структуру. Можно назвать ряд свойств, которые универсально присутствуют в каждом человеческом языке. Это – наличие гласных и согласных, синтаксическая структура, в которой должны быть подлежащее, сказуемое и дополнение – синтаксические актанты. Можно еще много говорить о деталях, но в принципе общее устройство языка абсолютно одинаково. Очень сомнительно, чтобы эта «глубинная структура» возникла в различных местах независимо».

Очень хочется верить, что ученые пойдут дальше и скоро открыто станут говорить, что стоит за единым праязыком.

Слова стали нужны, когда обособленность настолько разделила людей, что единое поле восприятия разрушилось. Образы перестали восприниматься напрямую. Тогда чтобы люди, имеющие разный опыт и соответственно разные образы, могли хоть как-то понимать друг друга через левое полушарие, у них стали активно развиваться языковые навыки.

Качество взаимодействия и общения резко снизились. Объяснять голосовыми символами (словами) конкретные образы задача очень непростая. Появляются все новые и новые слова, уточнения, усложнения, теории, а вот взаимопонимания особо не прибавляется.

Конфликты – это и есть непонимание друг друга, когда люди не воспринимают, а потому обесценивают опыт других вместо того, чтобы обогащаться им.

Решение на самом деле лежит на поверхности, гармонизация левого и правого полушарий. Особенно легко это сделать у детей. Но пока в нашем социуме воспитание детей нацелено, прежде всего, на активизацию левополушарного мышления. А развитие правого полушария происходит по остаточному принципу либо в спецшколах и на дополнительных занятиях за отдельную плату. Как вы считаете почему?

И еще. Когда мы заняты чем-то интересным или переживаем эмоционально-окрашенные моменты в жизни, то это оставляет сильный отпечаток в нашем сознании, а в мозгу закрепляется в виде образования крепких нейронных связей. Поэтому запоминается надолго.

Вот, к примеру, произведения А. Пушкина или стихи С. Еленина. Почему они легко запоминаются и сохраняются в памяти на долгие годы? Их нравится слушать людям из разных стран, даже не владеющим русским языком?

Ответ очень прост– дело в образах, которые заложены в их произведениях. Самый важный пласт - изначальные образы, которые передают основные знания, собственно, они делают наше мышление человеческим. Это глубинные ключи для взаимопонимания людей между собой и передачи основной информации из поколения в поколение. Искажения в этом пласте приводят к весьма печальным последствиям.

Продолжение темы в других моих статьях:

«Мальчик в одиночку шел по тундре более 300 км. Выжил. Что поняли взрослые»;

«Какой язык дети знают с рождения. Вы удивитесь».

Доброй и чистой дороги, друзья! Интересных находок в пути.