Взаимная зависимость
Взаимная зависимость

В современном мире человек является существом исключительно социальным.

Мы постоянно в той или иной связи взаимодействуем с другими людьми, зависим друг от друга. Все начинается с рождения, когда маленький человечек окружен вниманием, заботой, влиянием родителей, домочадцев, воспитателей, потом школа с учителями и сверстниками, всяческие учебные заведения, работа, повседневное взаимодействие с десятками людей ежедневно… Мы обмениваемся словами, жестами, мимикой на вербальном уровне, но еще более активно мы взаимодействуем на уровне эмоций, чувств, мыслей, энергий.

Человек редко бывает один

Состояния человека,  обозначенные в заголовке, сначала вызвали у меня мысль; «О, это очень объемные понятия и слишком разные».

Но, как часто бывает – оказалось, что мысль-паникёрша - обычная «разводка»  моего эго. Поразмыслив, я пришла к выводу, что они очень близки и, в общем-то, это одна эмоция – страх, с разными оттенками и степенью проявления.

Беспокойство - менее заряженное негативом состояние, далее беспокойство может перейти в тревожность – это уже более сильное напряжение психики, ну и наиболее сильное – страх, паника, ужас. В этих ситуациях здравомыслие выключается и действует инстинкт выживания тела и сознания.

Итак, для начала определимся с беспокойством.

Начну с понятийности слова.

"Бес" – приставка, означающая отсутствие чего-то либо невидимое влияние.

"Покой"– отсутствие движения, шума, состояние мира.

"Ство" – суффикс собирательного значения, объединяющий множество со схожими качествами.

Объединяем части и получаем, что беспокойство – невидимое множество, изменяющее состояние покоя.

- В этом отношении у меня нет пока опыта,- подумала Лера.- Ну это пустяки, было бы желание. Ведь в детстве у меня получалось открывать мамину шкатулку, чтобы брать оттуда на время драгоценности. И мужское сердце можно взломать, как сложный механизм, - кокетливо рассуждала про себя девушка, крутясь около зеркала.

Она поправляла короткую юбку и пиджачок, который облегал её стройную фигурку. Поворачиваясь в разные стороны, девушка осталась собой довольна. Через несколько минут должен был прийти Миша, её парень. Он сегодня повезёт её знакомиться со своими родителями. Она полюбила свою стратегию поведения с молодым человеком, которую только начинала пробовать на нём, но была уверена,что она гениальна и будет действовать безотказно.

Лера уже считала парня своим, с той самозабвенной страстью, к которой девочек приучают мечтать с детства. И которой они ждут от мужчин, но при этом всячески ее отрицают и ненавидят, когда она проявляется в чем-то не так, как они себе вообразили или не относится к любви.

Раздался звонок. Лера поправила быстрым жестом причёску и помчалась открывать дверь.

Работа мозга построена на многократных повторениях закрепленных ассоциативных связей. Когда происходит автоматизация связи определенных действий мозга с реакцией тела, то это связывание вызывает определенный мысленный и эмоциональный настрой.

Например, возвращаясь вечером домой, вы привыкли заходить в конкретный магазин за определенным сортом хлеба. А сегодня такого хлеба не оказалось в наличии. Вы неприятно удивлены, это вызвало раздражение, закрутились мысли: «Разве нельзя больше заказывать такого хлеба, если он пользуется спросом»?

После этого, слегка недовольный, вы идете домой. Зайдя в квартиру, увидели, что ребенок не вынес мусор, да еще и уроки не сделал. Ваше «слегка негативное настроение» по инерции ухудшается. К приходу домой вашей второй половины, вы уже настолько взвинчены, что дело вполне может закончиться ссорой с близким человеком.

 

Картина мира ребенка до трех лет гораздо ближе к реальности, чем восприятие этого же мира взрослым человеком, так как у ребенка еще мало воспоминаний, опыта, ассоциаций. Он воспринимает реальность напрямую, мало дорисовывая ее, в отличие от взрослого.

Многие шаблоны восприятия создаются в детстве родителями и воспитателями, причем взрослые часто делают это неосознанно или считают, что действуют во благо детей. Для понимания приведу такой пример.

В детском саду был праздничный обед после утренника. В конце обеда детям раздали вкусный сок. А мальчику Пете, по ошибке, вместо сока поставили стакан с отваром из одуванчиков, который воспитательница приготовила для себя.