Когда мы говорим себе или кому-то «сожалею», что мы имеем в виду, какое состояние транслируем окружающим и утверждаем в себе?

Вот, например:

«Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

 

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком» …

Что же чувствуется в этих строках? В тексте написано: «не жалею, не зову, не плачу», но так ли? Минорные нотки «увядания», смерти прослеживаются во всём стихотворении.

Или:

«Мне грустно на тебя смотреть,

Какая боль, какая жалость!

Знать, только ивовая медь

Нам в сентябре с тобой осталась.

 

Чужие губы разнесли

Твое тепло и трепет тела.

Как будто дождик моросит

С души, немного омертвелой.

 

Ну что ж! Я не боюсь его.

Иная радость мне открылась.

Ведь не осталось ничего,

Как только желтый тлен и сырость.

 

Ведь и себя я не сберег

Для тихой жизни, для улыбок.

Так мало пройдено дорог,

Так много сделано ошибок» ...

В необычной роли выступаю я сама для себя в этой статье. Потому что эти строки принадлежат великому русскому поэту Сергею Есенину. Но как сказал еще один великий, теперь уже философ, «истина дороже».

В приведенных строках стихов вижу, что человек, который их писал, находился в явно деструктивном состоянии. Ноты сожаления, депрессии и минора являются в них основными.

А так как он, безусловно, был талантлив, то запечатлел свое состояние в ярких образах, сравнениях, запоминающихся рифмах. А это не что иное, как коды восприятия. Соответственно, люди, читая эти стихи, синхронизируются с состоянием автора, в котором он их писал. И хотя его уже давно нет среди живых, но стихотворные алгоритмы продолжают жить и оказывать влияние на людей. Какое же наследие он оставил?

Что «не так» в этих стихах и в состоянии сожаления?

А то, что сожаление - это отказ от действия. Причем отказ, который декларируются и публично объявляется, что возможность упущена и ничего сделать не могу, поэтому отказываюсь идти дальше. Подтверждение в следующем четверостишии его стихотворения:

«Смешная жизнь, смешной разлад.

Так было и так будет после.

Как кладбище, усеян сад

В берез изглоданные кости».

Мне запомнился фрагмент из фильма (не помню его названия), в котором пожилой мужчина каждый день покупал свежий цветок и носил его на могилу своей жены. Однажды с ним пошла его внучка, девочка лет десяти. Когда он положил цветок на могилу, то произнес: «Как же я сожалею, что не дарил ей цветов, когда она была жива. Они ей так нравились». Девочка с удивлением посмотрела на деда и ответила: «Но ведь мы с мамой живые, и нам тоже очень нравятся цветы. Ты можешь дарить их нам».

В одной из предыдущих статей я писала о жалости («Пожалеть или подвигнуть к страданию?»), сожаление из этой же категории, только относящееся, как правило, к себе и упущенным возможностям. Признание своего поражения и нежелание что-то менять. Другими словами, это состояние сдавшегося бойца, который испугался произошедшего и отказывается от дальнейшего. Вместо того, чтобы увидеть хорошее и полезное в полученных уроках, извлечь пользу и развиваться дальше, «сожалельщик» зависает в прошлом, прокручивая упущенное, пропуская мимо настоящее и обесценивая будущее. Это самое что ни на есть деструктивное состояние сознания, один из мощных крючков эго.

А вот антонимом сожаления является состояние радости.

Именно радость даёт импульс к жизни, окрашивает её в яркие краски, дарует надежду, вливает силы и помогает преодолеть любые трудности. Радость, вера в хорошее - эти качества являются антагонистами эго, так как помогают подняться выше местечковых поражений и ошибок, увидеть в них пользу. Осознанные ошибки, становятся фундаментом для следующих шагов, ступеньками, на которые можно встать и идти дальше.

Лучшим лекарством от деструктивных состояний является юмор, умение увидеть смешное, даже среди гор проблем, тогда они, как колосс на глиняных ногах, будут рассыпаться. Конечно, шаблоны эго будут накачивать ситуации важностью и серьезностью, тянуть в минор, но тем ценнее победа: суметь улыбнуться в такой момент и помахать солнцу рукой.

В заключение анекдот в тему:

Как-то лечащий доктор Пикассо сказал ему:

- Как врач, который хорошо знает анатомию, я сожалею о людях, изображенных на ваших картинах. Они нездоровы.

Пикассо ответил:

- Вполне может быть. Но я уверяю вас, что они переживут ваших пациентов на много лет ...

Осознанность в действии! Увидимся!