Ну кто из нас не употребляет в своей речи хотя бы иногда пословицы и поговорки?

Это короткие и емкие фразы, которые иносказательно, образно и эмоционально часто обрисуют суть ситуации лучше долгих объяснений. Так-то оно так.

Но знаете ли вы, что в обиходе гуляет много осколков от первоначальных выражений? То есть, мы привыкли говорить кусок «народной мудрости», напрочь забыв, что у нее есть продолжение. Причем продолжение, которое часто меняет смысл. И от этого он становится скрытым, даже для самого говорящего. Однако, на подсознательном уровне смысл продолжает действовать полностью, так как закреплен в общем поле коллективного сознания. Это хорошо известно психологам и психиатрам. Всегда ли отдаем себе отчет, что говорим?

 Чтобы было понятно о чем речь, приведу ассоциативный пример: Вам позвонили в дверь. Вы в дверной глазок увидели чью-то руку. Как по ней определить кто стоит и с какими намерениями он звонит в дверь? У вас недостаточно информации. Но сознание выдаст какие-то версии наверняка. Однако ваша версия и действительность могут значительно отличаться. При этом реальность от ваших версий не поменяется. Если позвонил Петя, а вы решили, что это Миша, то Петя в Мишу все равно не превратится.

Конечно, смысловое поле сознания мы можем менять. Но осознано его можно менять только владея информацией целиком. А иначе получается, что «один говорит про Фому, а другой про Ерему».

Привожу некоторые распространенные поговорки и пословицы с неожиданным продолжением.

  • Бедность – не порок, а гораздо хуже.
  • В здоровом теле здоровый дух - редкая удача.
  • Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь.
  • Гол как сокол, а остер как топор.
  • За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.
  • Два сапога пара, оба левые.
  • Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.
  • За двумя зайцами погонишься – ни одного кабана не поймаешь.
  • Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит.
  • Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет - тому оба.
  • Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.
  • Лиха беда начало - есть дыра, будет и прореха.
  • Молодые бранятся – тешатся, а старики бранятся – бесятся.
  • На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.
  • Не печалится дятел, что петь не может, его и так весь лес слышит.
  • Новая метла по-новому метёт, а как сломается - под лавкой валяется.
  • Один в поле не воин, а путник.
  • От работы кони дохнут, а люди – крепнут.
  • Палка о двух концах, туда и сюда бьет.
  • Повторенье – мать ученья, утешенье дураков.
  • Пьяному море по колено, а лужа - по уши.
  • Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.
  • Работа - не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо.
  • Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой.
  • Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит.
  • С пчелой поладишь – медку достанешь, с жуком свяжешься – в навозе окажешься.
  • Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает.
  • Собаку съели, хвостом подавились.
  • Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет.
  • У страха глаза велики, да ничего не видят.
  • Ума палата, да ключ потерян.
  • Чудеса в решете - дыр много, а выскочить некуда.
  • Шито-крыто, а узелок-то тут.
  • Язык мой – враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.

В статье "Почему дети видят иначе. О восприятии" рассказано, как дети учатся воспринимать реальность.

Чистой дороги, друг! Заходи, вместе идти веселее!