Одного слепого на переходе остановил полицейский огромного телосложения с высоким голосом.

Его друг, тоже слепой, в это время был на приёме у врача. Врач был худой и маленького роста, но имел грубый, властный голос.

Потом два слепых товарища встретились и стали обмениваться своими впечатлениями:

— Меня сегодня на переходе остановил полицейский-коротышка, я его едва не сбил с ног. Удивительно, как таких хлюпиков берут в органы, там же сила нужна! – рассказывал первый.

— А я был у доктора, — делился второй слепец. — Он огромный толстяк. Таким только сумо заниматься, а не людей лечить.

Ученые утверждают, а мы повторяем вслед за ними, что 80% всей информации человек получает через зрение. С помощью глаз мы определяем формы, цвета, объем, размер… Но всегда ли эта информация достоверна?

"Давайте проведем такой эксперимент.

Прямо сейчас закройте глаза, расслабьтесь и послушайте доносящиеся до вас звуки извне. У вас будет свой набор звуков, я напишу свой. Отличия, конечно, будут, но общего тоже будет много.

Итак: слышу шум машин за окном на дороге. Тикают часы на столе. Легкий шум вентилятора ноутбука. Скрип стула. Детский крик за окном. Хлопнула дверь в коридоре и так далее.

Что же общего между тем, что слышу я и вы, хотя звуки разные? То, что мы знаем, кому или чему принадлежат эти звуки. Неважно, закрыты у нас глаза или открыты, мы легко дорисовываем внутренним воображением кому или чему принадлежит определенный звук.

Машин я не вижу, но так как много раз видела их и при этом слышала звук, исходящий от них, то у меня произошло связывание образа машин и звука, исходящего от них. Поэтому, даже не видя автомобиль, но слыша определенный звук, мой мозг в сотые доли секунды активирует определенные нейронные сети, и мне выдается мысль в виде знания: это звук от машины. И так по отношению к любому предмету, событию, действию..."/Фрагмент книги «Где взять время»/.

Однако, если сравнить «дорисованную» по звукам мозгом информацию и реальность, отличия будут, и немалые. Да к тому же то, что мы видим напрямую зависит от точки восприятия.

Например, если смотреть на человека в анфас видно лицо, а сзади, в профиль или издалека совсем иной вид.

Но и это еще не все. Даже смотря приблизительно с одного ракурса на один и тот же предмет, мы видим разное. Отличия будут и в цветах, и в формах, а кто-то и вовсе не может увидеть того, что заметит другой. Наши органы чувств ограничены узким диапазоном восприятия по частоте и амплитуде. А мы не осознавая этого в полной мере, часто считаем то, что мы видим, слышим, осязаем окончательной и полной реальностью окружающего мира.

Картинка ниже хорошо иллюстрирует неоднозначность зрительного восприятия: При обычном восприятии вблизи, абсолютное большинство людей видит фотографию А. Эйнштейна. А если изменить ракурс восприятия (отойти от изображения на несколько метров или посмотреть через прищуренные веки или расфокусировать взгляд), то можно увидеть изображение М. Монро.

До пяти лет дети часто видят то, что родители принимают за детские фантазии и выдумки. На самом деле, малыши воспринимают гораздо больше взрослых, но не умеют это интерпретировать в рамках принятых шаблонов восприятия. Вспомните, многие дети бояться темноты, так как видят в ней то, чего часто не могут объяснить.

С возрастом, когда шаблон восприятия уже прочно закреплен, мы многое перестаем видеть, слышать, чувствовать, так как этого нет в общепринятом социальном "банке данных". Тем самым обыденный социум не только защищает нас от множества неожиданностей, но и ограничивает, обедняет наш внутренний мир.

Поэтому каждому человеку необходимо периодически выходить из обыденного состояния сознания, чтобы изучать и обогащать свой внутренний мир, иначе постепенно будут нарастать состояния неудовлетворенности, одиночества, бессмысленности... Подробнее об этом в статье "Детский страх".

Новорожденные примерно до месяца почти ничего не видят. Вернее, видят, но не идентифицируют увиденное. У них еще не установлены в мозгу соответствия уникальных признаков предметов, явлений.

Вспомните, как учат восприятию малышей: им показывают по многу раз одно и то же (фиксируют их внимание) и называют что это.

Приблизительно до трех месяцев младенцы видят внешний мир перевернутым. Дело в том, что человеческий глаз устроен по принципу линзы, а следовательно отраженная световая информация проходит через сетчатку глаза в перевернутом виде, но в мозгу переворачивается еще раз и меняется слева направо.

Таким образом, мы воспринимаем зрительную информацию как двойной перевертыш. А у новорожденного малыша нейронные сети, отвечающие за «переворачивание», еще не сформированы (в утробе матери он находился вниз головой), поэтому он видит мир «вверх тормашками».

Приведу эпизод из научно-фантастического памфлета А. Днепрова «Интервью с регулировщиком уличного движения»:

- Одну минутку.

- Я вас слушаю.

- Вы прошли на красный свет.

- Простите, я дальтоник. Для меня все равно какой свет.

- Но вообще-то вы свет видите?

- Конечно.

- В таком случае вы не могли не заметить, что горел верхний свет, а это значит красный.

- Это логично. Но…

- Что?

- Дело в том, что я, как вам объяснить, часто путаю верхний свет с нижним.

- Вы что-то крутите. - Регулировщик приготовился получать штраф.

- Вы когда-нибудь смотрели на матовое стекло фотоаппарата?

Регулировщик небрежно улыбнулся:

- А как вы думаете?

- Там изображение перевернутое.

- Это знает любой школьник.

- Человеческий глаз – линза.

Регулировщик насторожился:

- Ну и что?

- В глазу изображение тоже перевернуто. У большинства людей, то есть почти у всех перевернутое изображение в глазу еще раз переворачивается в мозгу.

- Удивительно. А ведь правда, изображение должно быть перевернутым…

- Так вот у меня оно такое. Перевернутое.

Регулировщик застыл с открытым ртом:

- Значит вы все видите…

- Да. Будьте добры, не заденьте моего лица своим ботинком.

Регулировщик сделал шаг в сторону:

- Значит, для вас я…

- Да, вы стоите вверх ногами.

- Боже праведный, вот несчастье!

- Нисколько, я привык. …

- Вы считаете это нормальным – видеть все вверх ногами?

- Повторяю, именно это и есть нормально. А вот то, как видят остальные…

- Значит, по-вашему мы ненормальные. Но ведь нас большинство!

- Ну, это еще не аргумент…"

 

Мозг – уникальный по сложности и сбалансированности орган.

Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память и многое другое.

Посмотрите на картинку и протестируйте себя - деятельность какого полушария мозга преобладает у вас в данный момент.

Если девушка вращается по часовой стрелке, то это говорит об активном логическом и аналитическом мышлении, присутствии напряженности, то есть в данный момент больше активно левое полушарие мозга.

Если же движение идет против часовой стрелки, то сейчас активнее правое полушарие с его творческим восприятием и интуитивным мышлением.

При небольшой тренировке можно научиться переключать направление вращения. Для этого попробуйте расслабиться и посмотреть на картинку расфокусированным взглядом, стараясь ни о чем не думать.

И еще несколько интересных фактов о зрительном восприятии:

  • - Формирование основного зрительного шаблона восприятия у человека происходит в течение первых 5-7 лет. А дальше «картинка мира» прочно закрепляется и регулярно воссоздается. Каждую секунду глаза фокусируются примерно на 50-ти окружающих объектах, тем самым мозг поддерживает зафиксированную для нас привычную картину окружающего пространства.
  • - Если человек испытывает симпатию к другому, то его зрачки расширяются почти на 50%.

  • - Мы видим мозгом, а не глазами. В абсолютном большинстве случаев нарушение зрения вызывается проблемами в зрительной коре мозга.

  • - Глаза являются самым подвижным и «говорящим» органом. По непроизвольным движениям глаз можно определить эмоциональное состояние, настрой, некоторые заболевания и даже мысли человека.

  • - И самое, на мой взгляд, интересное. Можно не только восстанавливать зрение в любом возрасте, но и обучать мозг видеть то, что он раньше не воспринимал, расширять угол зрения.

А в статье  "Как поворот головы спас жизнь ребенку", рассказано о быстрой смене восприятия у трехлетней девочки.

Доброй и чистой дороги, друзья! Заходите еще, вместе идти интересней!