Замечательно, что в нашей жизни есть учителя! Учителя с большой буквы и… их много! Низкий поклон Вам, любимые наставники! Несмотря на то, что в современном обществе много чего стремительно меняется, есть те, что стойко и бережно несет знамя истинных знаний! Ведь ребенок - это, прежде всего, развивающаяся уникальная Личность, с которой интересно взаимодействовать и помогать формировать у каждого свою, но подлинно человечную «картинку мира»!

Это репродукция картины Николая Богданова-Бельского, написанная в 1895 году. Называется картина «Устный счёт в народной школе».

На ней изображены дети девяти -десяти лет, которые считают в уме вот такую задачку:

(102+112+122+132+142 ) : 365

И, как видно из репродукции, решают успешно. Один ребёнок уже на ушко учителю говорит ответ, чтобы другие не услышали. А вы сможете посчитать этот пример устно? Или наши дети второго-третьего класса упражняются в устном решении арифметических задач такого уровня без калькулятора?

Дети изображены из бедных семей, деревенские. И решают они эту задачу прямым способом, то есть в уме совершают все операции и запоминают предыдущие ответы.

Вообще, надо отметить, что давно подмечено, что большинство сельских и городских детей отличаются между собой по определенным критериям развития.

Городские дети лучше умеют работать с большими пластами информации (просматривать, прочитывать), у них более развита «оперативная память», а вот последовательность в действиях гораздо слабее, хуже развито критическое мышление. Они более амбициозны, но часто не очень трудолюбивы, труднее определяются с целями.

Сельские дети более сообразительны, предприимчивы, лучше умеют взаимодействовать между собой. У них лучше развита долговременная память, лучше глазомер, тоньше слух, обоняние.

Конечно, конкретные дети разные и их нельзя подводить под какие-то оценочные догмы. Но условия развития, школа, внешняя среда, детско-родительские отношения, безусловно, накладывают отпечаток.

Так какие же факторы различны у городских и деревенских? Их много.

Я сама родилась и выросла в селе, а с семнадцати лет живу в городе, поэтому назову то, что осознала сама, так сказать, «почувствовала разницу».

Деревенские дети более самостоятельные с раннего возраста, у них больше свободы передвижения.

Городским, родители редко разрешают гулять без присмотра лет до десяти, в деревне с этим гораздо вольнее.

Сельская ребятня находится ближе к природной среде: лес, река, поле, огород рядом. Дети естественно вовлечены в труд, они пасут скот, помогают родителям пропалывать и поливать грядки, вместе со взрослыми что-то мастерят и убирают по хозяйству. Родители и дети чаще вовлечены в общий процесс, они много работают руками, а это развивает творческий потенциал и разнообразит тактильные рецепторы, делает ощущения и эмоции более разнообразными. Это добавляет ярких красок в детские переживания, наполняет их счастьем и радостью.

Городские ребята потребляют информации очень много. Она разная, но в большинстве своем не находит применения, то есть остается теорией, не реализуется в реальности. А если что-то не находит практического применения, то наш мозг воспринимает информацию как краткосрочную и быстро убирает из сферы осознанности за ненадобностью. Поэтому городской ребёнок умеет быстро работать с большими объемами информации, но также же быстро и забывает. Это сказывается на развитии мозга и психики.

Городские дети более привычны к «благам цивилизации», они порой уверены, что «булки растут на деревьях, а молоко сразу появляется в пакетах».

Горожане больше теоретики, сельчане - практики.

Еще очень большое влияние оказывает частота звуков, которые воспринимает из окружающего мира малыш.

И тут снова деревенские ребятки в плюсе. Они чаще слышат пение птиц, журчание воды, мычание коровы, стрекотание кузнечиков, жужжание пчел. Много общаются с живой, звучащей природой. Причем главное – они могут эти звуки распознавать.

В городе же происходит наслоение звуков, образов, образуются, так называемый, белый шум. Тогда у ребёнка нет чёткого разделения звуков, ему тяжело идентифицировать их. Это серьезное препятствие для развития мозга и психики.

Другими словами, слуховой аппарат из-за обилия раздражителей из вне не выделяет конкретные звуки и поэтому в мозгу не устанавливаются их точные соответствия.

Городской ребенок, просыпаясь утром, слышит множество перемешанных звуков. Поток машин, создающий гул, в него вмешивается стук колёс трамваев, электричек, хлопание дверей, звуки лифта и так далее. Такой конгломерат, перемешиваясь, образует, так называемый, белый шум. Это очень обедняет мышление и снижает способности к развитию.

«В ходе одного из исследований Неврологом Майклом Мерцених, исследовавшего пластичность мозга, были обследованы дети, которые жили в домах, расположенных рядом с шумным аэропортом во Франкфурте в Германии. Полученные результаты показали, что чем ближе к аэропорту жили дети, тем ниже уровень их интеллекта.

Похожее исследование было проведено в Чикаго среди детей из высотных многоквартирных домов, построенных рядом со скоростной автомагистралью Дэна Райна.

Еще ученые выяснили, что более низкий уровень интеллекта наблюдается у детей, живущих на этажах, которые ближе к дороге.

Мерцених начал размышлять о роли фактора окружающей среды, который может влиять на всех, но причиняет больший вред детям, имеющим предрасположенность к заболеванию аутизмом. В спектре белого шума представлено множество частот, поэтому он оказывает сильное стимулирующее воздействие на слуховую зону коры головного мозга.

«Маленькие дети растут в окружающих условиях, которые становятся все более шумными, - говорит он. – Их всегда окружает шум». Сегодня белый шум присутствует везде, поступая от вентиляторов, установленных в электронной технике, кондиционеров, нагревателей и автомобильных двигателей.

Мерцених решил найти ответ на вопрос: как этот шум может влиять на развивающийся мозг.

Для проверки предложенной им гипотезы группа Мерцениха подвергла детенышей крыс воздействию белого шума на протяжении критического периода и выявила у них разрушение коры головного мозга». /Норман Дойдж, Пластичность мозга/.

Но в городе много и возможностей, большой выбор предпочтений и разных полезностей.

Так, сейчас набирает популярность ментальная арифметика. Это хороший инструмент для развития способностей. Она учит образному мышлению, закреплению точных соответствий между представлением и реальностью. Развивает концентрацию внимания, память, скорость мышления. Дети, занимающиеся ментальной арифметикой, становятся более собраны, резко возрастает осознанность Личности и творческий потенциал, прежде всего.

Кстати, в статье "Можно ли верить сказочнице" я пишу о важности сказок и фантазий для развития сознания.

Так вот, математические способности оказывается тесно связаны с умением представлять в уме и сохранять ассоциативные связи для построения логических цепочек. Этот талант используется и в умении делать выводы, анализировать информацию. Причём очень важно, чтобы сказки малышу интересно рассказывали или, он читал сам, а не смотрел мультики и фильмы. В этом случае положительные изменения закрепляются в мозгу гораздо быстрее.

Тем более, что в современных экранизациях сказок и мультфильмов, зачастую заложены вкладки с негативной или искаженной информацией, дискредитирующими установками. В  видео "Изнанка мультиков" я это наглядно показываю.

Доброй и чистой дороги, друзья! Интересных находок в пути!