«По-настоящему боишься только того, чего не понимаешь» /Г. Мопассан/

Я бы еще сюда добавила несколько частиц не: не ожидаешь, не знаешь, не чувствуешь…

Вспоминается случай из детства с моим двоюродным братом, который был на три года младше меня. Мы были очень дружны с ним. Жили мы в деревенском доме.

Как-то весной к нам в гости приехала семья моего дяди вместе с братишкой, ему было лет десять, то есть не маленький уже. И вот мы общаемся с ним, играем, а потом пацан говорит:

- А у вас топор есть? – Я, удивившись резкому переходу, отвечаю:

- Есть, конечно, и не один. А тебе зачем?

- Надо скоро будет. Иди пока, гуляй.

Ответ брата несколько насторожил меня, но и заинтересовал тоже. Поведение моего компаньона становилось все более нервным, и вот он говорит:

- Где топор, давай мне и не подсматривай, обещаешь?

- А, что ты делать-то будешь? - спрашиваю. И в ответ слышу:

– Да так, надо пройтись, со мной не ходи.

Я принесла ему топор и сделала вид, что смотрю телевизор, но сама решила потихоньку проследить за «охотником».

Каково же было мое удивление, когда увидела, что братишка с топором бегом направился в туалет, который был у нас на улице! Потом раздался грохот и через несколько мгновений он пулей выбежал из заведения и помчался в дом. Я, разинув рот, наблюдала за происходящим. Мальчик, прибежал, запыхавшись, и стал жалобно просить своего отца:

- Папа, ну пойдем со мной, там точно кто-то огромный и черный прячется.

Взрослые шумно стали высмеивать братишку, который стыдился и конфузился от «такого всеобщего внимания», а потом отец повел его в туалет.

Мне тоже было смешно от «похождений» брата, но и как-то грустно одновременно. Тогда я не могла себе объяснить, что не так в этой ситуации, а теперь понимаю.

Взрослые своим поведением вместо того, чтобы помочь, накручивали брату кроме страха еще стыд, закрепляли шаблон неуверенности в себе, делали его более уязвимым и ранимым.

Ведь страшимся мы того, что, вроде бы, есть, но существует вне нашей осознанности. В этих случаях сознание не может контролировать ситуацию, а соответственно ощущает опасность для своего существования и посылает через органы восприятия в мозг сигналы страха - мощный психический процесс с негативными эмоциями. Это приводит к замиранию или обороне организма, расходуя огромное количество сил. Происшествие же становится пусковым механизмом для испуга даже в отдаленно похожих условиях.

Согласно исследованиям детской эмоциональности почти все дети испытывают какой-нибудь иррациональный страх. И если ребенок не справляется с ним в детстве, то это часто становится неосознанной реакцией уже взрослого человека на новое и непонятное, является «камнем преткновения» в построении отношений с окружающими людьми, карьере, да и развитии Личности человека в целом.

Задача взрослых — не усугублять боязнь ребенка, в том числе насмешками, и не потакать ей, делая вид, что тоже боишься, а показать, что с ней можно справиться. Детский страх вполне реален, даже если он кажется иррациональным.

Как же учиться преодолевать страхи уже взрослому человеку? Для этого нужна перезагрузка сознания. 

1. Начать надо с признания, что страх есть. Дальше дать себе обещание, что я постараюсь с ним справиться. Найти мотивацию для этого, позитивные примеры, разобраться, от чего этим страхом в действительности пытаюсь защититься.

2. Начать с того, что можно делать в конкретной ситуации, когда страшно: закрыть или открыть глаза, передвигать ноги, осторожно пошевелиться. То есть, необходимо сосредоточиться на конкретных действиях и отвлечься от устрашающих мыслей и картинок, которые «рисует» сознание.

3. За малейшие действия подбадривать и хвалить себя при преодолении страха.

4. Перестать обвинять и ругать себя за страхи и «нервозность» в незнакомых ситуациях. Это только усугубит напряжение, добавив еще стыд и неуверенность в себе. Вспоминать сильные стороны своего характера, случаи смелого поведения, когда действовал решительно.

5. Прекратить избегать мест, людей и вещей, поступков, вызывающих страх. Так как, защищаясь таким образом, укрепляется негативный шаблон поведения, что страхи обоснованы и очень сильны. Если страх слишком велик, надо постепенно двигаться в сторону дискомфортных ситуаций, маленькими шагами, разложив ситуацию на небольшие конкретные действия, которые в состоянии совершить прямо сейчас.

6. Проявлять настойчивость в преодолении страха. Но при этом стоит различать оправданный страх, который сигнализирует о том, что нужно быть осторожным, и страх, который закрывает путь к чему-то новому и полезному, тормозит развитие личности.

И здесь прихожу к выводу, что повышение осознанности в работе со страхами является также основным компонентом. Так как вначале надо осознать, что есть препятствие, которое следует убрать из своего сознания либо мягко его трансформировать и сделать из него ресурс. Отличный пример, как это работает, показан в статье " Никогда не увижу папу!"

Доброй и чистой дороги, друзья! Заходите еще, вместе идти интересней!