Цель идеи «Экология сознания – предмет для самоопределения»

В текущем моменте идея проекта является стратегической задачей нашего социума.

1. Создать условия в школах для формирования и сохранения внутренних миров человека, обеспечения безопасности его информационной среды обитания. Принципы создания таких условий разработаны Международной школой Психоэкологии.

2. Ввести в образовательную систему, начиная с начальной школы, предмет «Экология сознания».

3. Ввести обязательное консультирование родителей детей начальной школы преподавателем «Экологии сознания», для определения внутренних потребностей ребенка, его стратегического предназначения в жизни и способов реализации его потенциалов. А также для оптимального взаимодействия с ним. Доносить эту информацию в необходимом объеме до учителей и воспитателей.

4. Организовать учебный процесс в школах с учетом развития потенциалов детей, заложенных в их психотипах.

Предпосылки для предмета Экология сознания

В сентябре 2022 года вступили в силу обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС), утвержденные Министерством просвещения Российской Федерации (Приказ от 31. 05. 2021 г., N 287). Это свод правил для всех образовательных учреждений, на основе которых создаются методические пособия, учебные материалы, строится обучающий процесс.

Одним из ключевых отличий обновленных стандартов является изменение формы подачи и методики получения знаний учеником. Он из пассивного слушателя должен стать активным участником процесса получения знаний и освоения практических навыков.

Стандарты содержат обширную информацию о том, чему необходимо обучать детей, уделяется внимание духовно-нравственному развитию. Вот несколько выдержек из документа:

«Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обеспечивает: …«овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации; доступность и равные возможности получения качественного основного общего образования; благоприятные условия воспитания и обучения, здоровьесберегающий режим и применение методик обучения, направленных на формирование гармоничного физического и психического развития, сохранение и укрепление здоровья».

В документе указано на «гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание, ценность научного познания». Документ обширный, содержит даже конкретные силлогизмы, которые необходимо включать в обучающий процесс.

Курс на позитивные качественные изменения в образовании радует!

Однако! В стандартах много уделено внимания обучению ребенка взаимодействию с окружающей средой и коллективной работе, а вот о развитии внутреннего мира человека, его самопонимания, самоиндицикации и работе со смысловым информационным полем – таких пунктов в стандартах не оказалось.

Также из документа неясно кто и какими методиками будет реализовывать обновленные стандарты. В ФГОС шесть раз встречается словосочетание «соблюдение правил информационной безопасности», при этом нет ссылок на сами правила и способы реализации информационной безопасности.

А это крайне важно – обеспечить человеку с детства условия для формирования и сохранения внутренних миров, обезопасить информационную среду его обитания! Особенно сейчас, когда ведется масштабная информационная война и, прежде всего, дети являются в ней невольными жертвами!

Человеку с каждым днем становится все труднее отделять зерна от плевел. Потеря ориентации в смыслах - серьезная угроза жизни человека. Она ведет к потере осознанности и, в конечном итоге, потере интереса к жизни в целом. О чем и свидетельствуют высокие показатели статистики депрессий и самоубийств в мире, в том числе среди детей в последнее время.

Привожу данные из официальных открытых источников:

Угроза не политическая, не военная, а потеря смыслов! Идеи не имеют границ и преград, они проникают через сознание человека. А массовым сознанием сейчас управляют через СМИ, интернет, кинофильмы, мультики, рекламу. И прежде всего это касается детей! Отсутствие ориентации в смыслах обезоруживает неокрепшее сознание ребенка, делает марионеткой в руках тех, кто эти смыслы извращает и ведет под видом добродетели в топкое болото. Заблудших и пропавших от без-смыслия в мире становится слишком много. Идет распад реальности! Основная причина проблем– разрушение внутреннего мира человека. А разрушить его легче всего в детском возрасте, когда ориентиры и ценности еще не сформированы.

"Человечество достигло очень высокого технологического и социально-экономического уровня и вместе с тем столкнулось с утратой, размыванием нравственных ценностей, потерей ориентиров и ощущения смысла существования, если хотите, - миссии человека на планете Земля", - сказал В.В. Путин на ежегодном заседании международного дискуссионного клуба "Валдай, 22.10.2021".

По статистике экспериментов, проведенных на базе ГНИИИ авиационной и космической медицины в еще в конце 80-х годов прошлого века, выявлены тенденции поведения людей (летчиков) в непредвиденных и стрессовых ситуациях. Результаты исследований настораживают, так как показывают тенденцию снижения адекватного реагирования человека в условиях большого количества информации и необходимости быстрых принятий решений. В результате исследований оказалось, что человек действует одним из трех основных способов:

1) Первая группа самая большая (около 70%). К ней относятся люди, которые в ситуациях неопределенности паникуют либо впадают в ступор то есть, практически не действуют.

2) Второй распространенный способ – действовать в рамках привычного поведения. Но в нештатной ситуации он редко помогает (около 20%).

3) А вот третий метод самый эффективный, но и самый малораспространенный (около 10%). Он заключается в действии неожиданными методами и быстром принятии точных решений. Его основа - спонтанный инсайт, интуиция. (Источники: «Экспериментальная психология», 2012, том 5).

Почему большинство людей в нестандартных ситуациях действуют нерезультативно, ведь это противоречит инстинкту самосохранения?

Оказывается, дело в когнитивном искажении мышления. Искажение естественности или ригидность.

То есть, когда человек застыл в определенном поведенческом шаблоне и не желает действовать и мыслить по-другому, даже в критических ситуациях. Ему проще погибнуть, чем выйти за рамки принятого когда-то шаблона.

В поведенческом смысле такие люди часто не реагируют адекватно на реальность происходящего, даже при угрозе жизни, так как неосознанно считают, что поскольку подобное ранее не происходило, то не произойдёт и дальше. Они искусственно занижают вероятность события и его возможные последствия. А порой будут вводить в заблуждение и других.

Пример.

 В 1938 году в США состоялся самый масштабный розыгрыш населения. По радио прошла шоу-трансляция о нападении марсиан (по радиопостановке О. Уэллса «Война миров»). Передачу слушали около двух миллионов человек. Из них, приблизительно, миллион восприняло радиоспектакль, как репортаж с места событий. Началась массовая паника. Это легло в основу классического исследования Х. Кэнтрила в области психологии массовой коммуникации на предмет определения здравомыслия и степени подверженности населения панике, проводившегося по заказам Пентагона, ЦРУ и ряда других служб. /Hadley Cantril, «The Invasion from Mars», 1938/

Такая ситуация возникла не в одночасье, а сложилась в результате выбранных методик воспитания в последние десятилетия, в которых приоритет отдавался развитию шаблонного мышления. С самого раннего детства человеку прививается привычка мыслить по аналоговым алгоритмам. То есть, через сопоставление и анализ уже известного (распакованного) ранее. Так учат сейчас в детских садах, школах, вузах: через инструкции, описания, повторения, доказательства, рассуждения. При этом недостаточно задействуется правое полушарие мозга. Такой перекос необоснован и приводит к искажению восприятия реальности, снижению качества мыслительных процессов, частым ошибкам, недостаточной эффективности действий человека в целом.

Расширение спектра образного мышления, воображения помогает развитию способностей мыслить креативно, емко, принимать быстрые решения через интуитивный поиск. Интуиция позволяет находить оптимальное решение непосредственно через постижение истины, минуя опыт и логические рассуждения.

Каждый человек подключен к общему полю Со-знания с момента рождения. Это знание всего, что только человечество накопило в процессе своего развития. Оно потенциально есть, но фактически его надо распаковывать и осваивать из этого поля, в той мере, которой человеку необходимо и позволяют его потенциалы.

В образовательном процессе важна сбалансированность развития правого и левого полушария мозга ребенка, развитие критического мышления, его способности выделять главное и второстепенное, отличать истину от иллюзий. В детстве закладываются основы мировоззрения, которые человек будет транслировать и утверждать во взрослой жизни. Поэтому необходим акцент на этических нормах и высоких духовно-нравственных ориентирах.

Подтверждение положения дел

Это репродукция картины Николая Богданова-Бельского, написанная в 1895 году. Называется картина «Устный счёт в народной школе».

На ней изображены дети девяти -десяти лет, которые считают в уме вот такую задачку:

(10²+11²+12²+13²+14² ) : 365

И, как видно из репродукции, решают успешно. Один ребёнок уже на ушко учителю говорит ответ, чтобы другие не услышали. Дети изображены из бедных семей, деревенские. И решают они эту задачу прямым способом, то есть в уме совершают все операции и запоминают предыдущие ответы.

А вы сможете посчитать этот пример устно? Или наши дети второго-третьего класса упражняются в устном решении арифметических задач такого уровня без калькулятора?

Современный ребенок, потребляет информации очень много. Она разная, но в большинстве своем не находит применения, то есть остается теорией, не реализуется в реальности. А если что-то не находит практического применения, то наш мозг воспринимает информацию как краткосрочную и быстро убирает из сферы осознанности за ненадобностью. Поэтому современный ребёнок умеет быстро работать с большими объемами информации, но также же быстро и забывает. Это сказывается на развитии мозга и психики.

Городские дети более привычны к «благам цивилизации», они порой уверены, что «булки растут на деревьях, а молоко сразу появляется в пакетах». То есть, очевиден разрыв с реальностью, виртуальная реальность интернета порой является более настоящей, чем действительность.

Просыпаясь утром, ребенок урбанизованной цивилизации сразу же погружается в большой поток информации, слышит множество перемешанных звуков: поток машин, создающий гул, в него вмешивается стук колёс трамваев, электричек, хлопание дверей, звуки лифта и так далее. Такой конгломерат, перемешиваясь, образует, так называемый, белый шум. Это очень обедняет мышление и снижает способности к развитию.

В ходе одного из исследований неврологом Майклом Мерцених, исследовавшего пластичность мозга, были обследованы дети, которые жили в домах, расположенных рядом с шумным аэропортом во Франкфурте в Германии. Полученные результаты показали, что чем ближе к аэропорту жили дети, тем ниже уровень их интеллекта.

Похожее исследование было проведено в Чикаго среди детей из высотных многоквартирных домов, построенных рядом со скоростной автомагистралью Дэна Райна.

Еще ученые выяснили, что более низкий уровень интеллекта наблюдается у детей, живущих на этажах, которые ближе к дороге.

Мерцених начал размышлять о роли фактора окружающей среды, который может влиять на всех, но причиняет больший вред детям, имеющим предрасположенность к заболеванию аутизмом. В спектре белого шума представлено множество частот, поэтому он оказывает сильное стимулирующее воздействие на слуховую зону коры головного мозга.

«Маленькие дети растут в окружающих условиях, которые становятся все более шумными, - говорит он. – Их всегда окружает шум». Сегодня белый шум присутствует везде, поступая от вентиляторов, установленных в электронной технике, кондиционеров, нагревателей и автомобильных двигателей.

Мерцених решил найти ответ на вопрос: как этот шум может влиять на развивающийся мозг.

Для проверки предложенной им гипотезы группа Мерцениха подвергла детенышей крыс воздействию белого шума на протяжении критического периода и выявила у них разрушение коры головного мозга». (Норман Дойдж, «Пластичность мозга»).

В современном обществе к семилетнему возрасту, когда ребенок только поступает в школу, его сознание, как правило, уже перегружено большими объемами информации. Часть ее имеет откровенно вирусный характер или не структурирована для осмысленного применения.

Альтернатива – предмет «Экология сознания»

Предмет направлен на восстановление и сохранение внутренних миров человека, обеспечении безопасности его информационной среды обитания.

Это необходимо, чтобы понять и осознать, что является истинной потребностью и необходимостью для самого себя, а что навязанным фактором средств массовой информации, рекламой, откровенной манипуляцией сознанием.

Преподаватель Экологии сознания необходим для того, чтобы помочь ребенку разобраться в себе, понять своё место в этом мире, узнать о своих потенциалах, сильных сторонах и опасностях.

Зная свои предрасположенности и качества, легко достигать успехов в конкретных областях деятельности, эффективно коммуницировать с людьми, знать, что ожидать от собеседника и как быстро восстановиться, чувствовать себя благополучным.

Также в компетенцию преподавателя Экологии сознания входит объяснение тех сторон личности ребенка, которые нужно укреплять и тренировать в соответствии с его типологией сознания. Знать «где соломки подстелить» всегда актуально для человека. Когда знаешь чего ожидать и как предотвратить негативное течение обстоятельств или снизить их влияние, тогда появляется осознанный выбор.

Преподаватель Экологии сознания доступно поможет своим ученикам разобраться во внутренних потребностях, узнать свое стратегическое предназначение и тактические способы реализации своих потенциалов. Что от природы дано и в какой сфере деятельности реализовать себя лучше всего. Как восстанавливать свою психику и здоровье, подзаряжаться внутренне, защищать себя от негативного влияния и вампиризма.

У каждого человека есть свои цвета, звуки, музыка, которые лучше всего восстанавливают все его структуры на генном, психическом и эмоциональных уровнях.

Раскрывается информация о совместимости с другими людьми и конкретным человеком.

Критическое мышление. Значительную часть занятий по Экологии сознания рекомендуется направить на развитие критического мышления. Детям необходимо прививать желание расширять кругозор, чтобы больше узнавать о разных предметах и явлениях. Только проанализировав разные точки зрения, изучив информацию разносторонне, можно делать боле-менее объективные выводы о происходящем. Их надо учить задавать вопросы, себе в том числе, и рассматривать разные варианты развития событий, изучать меры безопасности. Навык как выжить в трудной ситуации, оказать помощь себе и ближнему полезен и сможет выручить не раз.

Развитие интуиции. Предмет Экология сознания уделяет значительное внимание развитию интуитивных ощущений ребенка. Переоценить значение интуиции трудно. Особенно в ситуациях неопределенности, там где логика бессильна, времени и информации мало, а найти решение крайне необходимо. Причем решение самое оптимальное и насущное. Занятия и упражнения, которые осваиваются на занятиях, очень разнообразны. Подбираются в зависимости от участников, их способностей и состояния. Часть упражнений рекомендуется направить на развитие и оценку внимания, памяти, воображения, моделирования. Это основа когнитивных способностей. Причем уклон в упражнения, которые задействуют одновременно оба полушария головного мозга. И без положительных эмоций тут не обойтись.

Идея частично апробирована. В ходе многолетних практических групповых и индивидуальных занятий среди взрослых и с участием детей, в Международной школе Психоэкологии., а также в рамках научно-исследовательского проекта GO-RA.

Зачем вводить предмет Экология сознания в школьное образование?

Наш ответ согласуется с мнением автора книги «Хохот шамана» В. Серкиным. Одна из тем, рассматриваемых в книге: «Что такое варварство»?

По мнению автора, это не заниматься тем, для чего ты пришел на землю, отказ от своей главной человеческой цели. А исполнить предназначение человек может только осознав его.

Информация о методике

Разработки Международной школы психоэкологии - это синергия научных достижений и общечеловеческого знания, раскрывающего смысловое поле жизни. В результате многолетнего обобщения опыта деятельности международной группы исследовательских коллективов, работающих в области «сшивки» человеческого Знания был открыт психогенетический портрет человека. Благодаря этому открытию стали понятны фазы, этапы развития и становления человеческой личности, основы формирования социальных структур и взаимосвязей. Разработки включают авангардные идеи многих выдающихся людей и накопленный опыт предыдущих поколений. Это живое знание, которое продолжает совершенствоваться.

Информация об уникальности

Идея «Экология сознания – предмет для самоопределения» является уникальной разработкой. Похожих внедрений и предложений в настоящее время в открытом доступе авторы не нашли.

Стратегия идеи

Чтобы реализация произошла успешно, необходимо пройти последовательно этапы:

1. Идея (ресурсы, информирование, первичный толчок-действие);

2. Смысловое поле – стратегия (Зачем? Обоснование);

3. Структура реализации (кадры, какими методами, в какой организации);

4. Конкретная программа реализации (выпуск методичек, книг, уроков, программ и т..д.).

С чего начать:

1. Донести суть идеи до максимально возможного количества осознанных людей, которым она откликнется.

2. Создать из них высокоэффективную команду (коллективную гиперличность) с высокими потенциалами и желанием действовать.

3. Введение экспериментального класса в одной из школ г. Москва с изучением предмета «Экология сознания» на 2 года, для анализа эффективности полученных результатов.

4. При положительных результатах первых трех пунктов реализовывать далее:

• Введение на законодательном уровне предмета «Экология сознания» в школьную образовательную программу.

• Подготовка преподавателей по специальности «Социогумманитарный технолог, преподаватель Экологии сознания».

• Разработка программы подготовки преподавателей Экологии сознания на базе методик и программ Международной школы психоэкологии.

• Адаптация методик Международной школы Психоэкологии под школьную программу предмета «Экология сознания».

• Создание учебных и методических пособий для учителей и учеников по школьным курсам «Экология сознания».

• Время реализации идеи зависит от сроков принятия решений на государственном уровне. Оптимистичный прогноз – от 1 года до 5 лет.

Описание проблемной ситуации

Начну описание проблемы несколько необычно. Предлагаю, тем кто читает проект, прямо сейчас провести мысленный эксперимент. Закройте глаза и попытайтесь максимально четко представить, к примеру, где и в каком положении лежит сейчас расческа, которой вы обычно пользуетесь. А после этого встаньте и посмотрите насколько точно ваше представление о виде и местонахождении этого предмета соответствует действительности.

Скорее всего, расхождения будут.

А ведь зачастую то, что транслирует нам обыденное состояние сознания, мы не утруждаемся сверять с реальностью, а воспринимаем воображаемое уже таковой! Наверняка у каждого бывали ситуации, когда «нарисованные» сознанием слова и поступки знакомых и близких людей не соответствовали тому, что было на самом деле. И это только верхушка айсберга под названием «Иллюзии восприятия».

Картина мира ребенка до трех лет гораздо ближе к реальности, чем восприятие этого же мира взрослым человеком. Малыш воспринимает реальность напрямую, мало дорисовывая ее, в отличие от взрослого, так как у ребенка еще мало воспоминаний, опыта, ассоциаций.

Многие шаблоны восприятия создаются в детстве родителями и воспитателями, причем взрослые часто делают это неосознанно или считают, что действуют во благо детей.

Для понимания приведу такой пример.

В детском саду был праздничный обед после утренника. В конце обеда детям раздали вкусный сок. А мальчику Пете, по ошибке, вместо сока поставили стакан с отваром из одуванчиков, который воспитательница приготовила для себя. Дети с удовольствием пили сок, при этом воспитательница спрашивала: «Сок вкусный, всем понравился?»

Довольные дети дружно отвечали: «Да, сок вкусный!» И только у Пети было напряженное лицо, когда он пил свой напиток, но, видя реакцию других детей, он тоже выпил все до дна. Настойчивая воспитательница решила уточнить ответ ребенка, и не позволила ему оставить свое мнение, обращаясь к нему лично: «Петя, а тебе понравился сок?» И ребенок, судорожно сглотнув, в полной растерянности ответил: «Да, понравился».

И это была не хитрость или обман с его стороны, это была потеря себя в этот момент. Он воспринял вопрос воспитательницы: «Вкусный ли сок?»как утверждение истины и другие дети это подтвердили. Тем самым Петя перестал доверять себе, своим ощущениям, он решил, что с ним что-то не так, если всем нравится напиток, а одному ему нет. Он принял решение «быть как все», отказался от правды, и ответил то, что от него ждала воспитательница.

В дальнейшем, в похожих ситуациях, Петя чаще будет смотреть на реакции окружающих и делать то, что от него ждут, меньше доверяя себе, и, полагаясь на принятый когда-то шаблон поведения.

В сознании взрослого человека установок и шаблонов становится очень много, они-то и заменяют ему, по большей части, реальность.

Чем старше человек, тем он тверже уверен, что есть что. Вот это - дом. Это - дерево. А это - машина, вот - рюкзак. Так - делать правильно, а так - нехорошо. Это - красивое платье. Сосед напротив - злой человек, так как не здоровается со мной и так далее.

Но, дело в том, что реальная машина и машина, отраженная в уме, не одно и тоже, а сосед в реальности, скорее всего, совсем другой по характеру, но для шаблонного мышления это неважно. И если нет понимания (осознанности) в принципах работы сознания, то шаблонное восприятие во многом заменяет реальность человека.

Поэтому реальный мир исчезает, а вместо него, остаются ярлыки (шаблоны реагирования). Тем самым, теряется связь с самоощущением, уходит понимание своих истинных потребностей, желаний и возможностей. Это значительно снижает эффективность, как личной жизни, так и социума в целом. В этом кроются многие аспекты негативных реакций и ошибочных выводов.

Например, среди молодых людей, заканчивающих школу, распространена идея рейтингов профессий. Многие ориентируются на них и идут получать профессию, которая распространена и популярна, но не способствует реализации их творческих потенциалов. В последствии работа, выбранная на ложных приоритетах, становится в тягость. От этого страдает не только конкретный человек, но и социум в целом, так как он и состоит из конкретных людей. Чем больше в нем будет счастливых и реализованных личностей, тем благополучнее будет социум в целом, начиная от идей до их претворения в жизнь.

«Кадры решают все», -сказал И.В. Сталин перед выпускниками военных академий в 1935 году. Факты утверждают правоту этих слов раз за разом.

Затраты и ресурсы. Какая необходима поддержка проекту?

1. Законодательная, политическая, финансовая поддержка. Введение со стороны Минпросвещения РФ изучения экологии сознания в программу обучения, как отдельного основного предмета для школьников.

2. Подготовка квалифицированных педагогов с развитыми когнитивными способностями, обладающими высоким уровнем осознанности, с большой практической работой по изучению сознания и обладающих инструментами по предмету экологии сознания. Несение финансовых затрат.

3. Информационная и разъяснительная работа, в том числе с родителями, о школьном предмете экология сознания и применяемых методах, пользе и целях (в том числе организация демонстрационных и разъяснительных онлайн и оффлайн мероприятий) .

4. Методологическая поддержка в рамках предмета экологии сознания в учебной программе, разработка эффективной программы предмета экологии сознания и методических пособий.

5. Наличие просторных оборудованных помещений на базе школы; методических материалов.

6. Организация регулярной статистической и аналитической программы и аналитической работы по разработке программы предмета Экология сознания, совершенствованию инструментария обучения, сбору сведений и фактов о практической пользе применения методов экологии сознания.

7. Консультация социогуманитарных технологов, психологов, педагогов, юристов и других специалистов по доработке и оформлению проекта и его реализации на национальном государственном уровне.

Целевая аудитория

Граждане РФ всех Субъектов Федерации

Примеры текущего применения технологий идеи

Польза от внедрения идеи многоплановая. Технологии Экологии сознания много лет используются, как в проведении индивидуальных занятий для решения локальных задач человека, так и для групповых запросов. Занятия проводились либо в рамках выездных семинаров и тренингов, либо в индивидуальных занятиях, либо он-лайн. Есть уникальный опыт в части биоинформационных взаимодействий по скайпу.

Прогнозируемые эффекты и результаты реализации идеи

Введение в образовательную программу предмета Экология сознания с ранней стадии обучения позволит формировать Личность ребенка с начала обучения. Он будет учиться осознанно понимать свои потребности, развивать способности, заложенные в его карте потенциальностей, накапливать опыт взаимодействия, при этом максимально проявляя свою индивидуальность. Это позволит сделать процесс обучения более интересным, увлекательным и продуктивным.

К моменту окончания школы у молодого человека уже будет в арсенале стратегический жизненный план, знания о тактических этапах для его реализации и необходимые навыки для конкретных шагов.

Выпускник школы осознанно будет продолжать развиваться, максимально используя свои особенности и наклонности. Это резко увеличивает шансы для самореализации самого человека и сделает его высокоэффективным для общества в целом.

Чем больше будет самореализованных людей в обществе, тем и само общество будет более благополучным и успешным во всех сферах. Общество состоит из конкретных людей, а не безликой массы, как нас пытались убедить, внедряя вирусные программы в сознание.

«Вчера я был умным, и поэтому хотел изменить мир. Сегодня я стал мудрым, и поэтому меняю себя» (Джалаладдин Руми, персидский поэт).

 

.