В продолжение темы предыдущей статьи затрону момент, когда младенец уже подрос, но ребенком еще остался.

Со мной произошла забавная ситуация, окончание которой могло быть самым разным, в зависимости от моего отношения и реакции в ней, впрочем, как в любой ситуации человеческой.

Напишу обо всём по порядку.

Возвращалась я на маршрутке из Москвы в Подмосковье поздно. Было уже больше одиннадцати часов вечера. Свободное место оставалось в предпоследнем ряду у окна, туда я и забралась.

А за мной было сплошное длинное сидение, на котором расположилась компания подростков из шести человек лет пятнадцати – шестнадцати. Ребята были явно возбуждены. Как следовало из их разговора, это была у них одна из первых взрослых вылазок. Ехала молодежь на день рождения к другу. Они явно собирались на тусовку с ночевкой. Им хотелось куража, так сказать, интересно подзадорить себя, придать уверенности в преддверье ночного отрыва.

Автобус тронулся. Окошко рядом со мной было открыто и из него сильно дуло, время-то позднее, прохладно уже. Я закрыла его. И тут неожиданно началось.

Мальчик, который сидел прямо за мной громко заявил: «Мне жарко». Поднялся и открыл моё окно, причём окно с противоположной стороны, где сидела основная компания, было почему- то закрыто. Моё предложение открыть его, они проигнорировали. Я с удивлением обернулась и сказала: «Ребята, уже вечер и мне прохладно, дует. Я закрою окно». Что и сделала.

Тут компашка получила отличный повод, чтобы ввести себя в азарт. Их много, шесть человек, а здесь сидит одна женщина, почему бы не позабавиться. Их попытки взаимодействовать со мной  были явно агрессивными и напористыми. Сзади послышались разные голоса: «Да, здесь жарко! Душно. Дышать нечем. Нужно открыть окно», и так далее. Правда, уже больше никто из них не вставал и не пытался открыть форточку.

Надо отметить, что остальные пассажиры в автобусе делали вид, что они ничего не слышат, не видят и их, как бы, вообще нет.

Вначале у меня возникла стандартная реакция, на которую ребята и рассчитывали. Это эмоции недовольства и раздражения. Завертелись мысли в мозгу, что они могут пристать ко мне, стать агрессивными и так далее. Вначале я делала вид, что не слышу их. И старалась не реагировать на их саботаж, а потом неожиданно успокоилась. В мое сознание пришла мысль: «А чего я, собственно говоря, переживаю и нервничаю? Это же дети, каждый из них чей-то ребенок! И от моей реакции может зависеть их будущий положительный или отрицательный опыт поведения в подобных ситуациях. Ведь каждый из них развивающаяся Личность. Это только вместе сейчас они - толпа».

Когда в очередной раз один из компаньонов громко сказал, что ему «нечем дышать» и надо бы открыть окно, я быстро повернулась в его сторону и увидела хитрый мальчишеский взгляд. Тогда я просто весело улыбнулась в ответ на его провокацию. От неожиданности он тоже улыбнулся и отвернулся к окну.

После этого, на некоторое время ребята оставили меня в покое, и стали обсуждать свои планы на вечеринку. Мальчик, который сидел позади меня, монотонно прокручивал фразу из популярной песни, которая явно засела у него в голове и, как заезженная пластинка, воспроизводилась им многократно. Разговоры мальчишек были достаточно примитивными и однообразными. Они расхожими фразами и мнениями развлекали друг друга.

Потом, вспомнив о моём существовании, один из подростков, с уже явно хитрыми интонациями, заявил: «Нет, ну правда жарко, вот бы кто с правой стороны открыл окошко»! Это там, где сидела я!

И вновь я быстро повернулась и скороговоркой произнесла: «Есть такой интересный ресурс Викиум, он поможет вам гораздо лучше скоротать время, чем мусолить уже надоевшую тему окошка».

Ребята, в прямом смысле, зависли.

Они молча смотрели на меня некоторое время все шестеро, а потом один из пареньков сказал: «Чего, чего»?

Я повторила:Есть интернет -ресурс Викиум, он интересный. Посмотрите».

На что мальчишка, с песней в голове, забубнил: «Не хочу и не буду смотреть».

Я ответила:«Ну, конечно, у тебя есть выбор. Ты можешь смотреть, можешь не смотреть. А можешь зайти на этот сайт и одним глазком взглянуть, если понравится, то остаться, если нет, то уйти. Это же твой выбор».

Второй пацан полез за телефоном и снова повторил: «Какой ресурс»?

Они явно не слышали такого слова.

Я откликнулась в третий раз.

Подросток внимательным взглядом приник к моим губам: «А что там интересного»? И стал набирать название в интернете.

Изменения в их состоянии и отношении ко мне были стремительными. И вот я уже общалась с компанией ребят, весело и непринужденно. А когда выходила из маршрутки, то они дружным хором, пожелали мне: «Всего доброго».

А могло быть совсем иначе. Случай мог обернуться неприятным инцидентом в моей жизни, а для них - накоплением агрессии и закреплением шаблона ложного самоутверждения, за счёт провокации толпой.

Ведь в самом же деле — это всего лишь дети, которые пробуют вкус жизни. И очень часто, от реакции, поведения родителей и других взрослых зависит, каким же будет это блюдо для них – радостным и счастливым или горьким и злым.

Доброй и чистой дороги, друзья! Интересных находок в пути!