Чем-то похожи кактус и психика человека с негативными установками .

Кусочек разговора матери и сына-подростка по дороге из школы, в котором я оказалась случайным слушателем, ожидая зеленого светофора на перекрестке.

Вернее, это был ее монолог: «Вот все из школы выходят, как нормальные дети, Толя. А у тебя вечно шнурки развязны, рюкзак болтается. Ничего вокруг не замечаешь, если бы я тебя не окликнула, наверняка попал бы под машину».

Даже мое сознание невольного наблюдателя, зависло на некоторое время от этой тирады «НЛПишного» программирования, причем, заметьте, программирования от обратного.

Что же здесь не так? Очевидно же, что мама любит своего ребенка и эти слова сказаны, вроде бы, в воспитательных целях. Чтобы обратить внимание сына на его внешний вид, а также напомнить о правилах поведения в местах повышенной опасности, в частности, у дороги. А на деле каков ее посыл?

В трех коротких предложениях четыре жирных обобщающих утверждения: все, вечно, ничего, наверняка. Кроме того, выражение «как нормальные дети» подразумевает, что Толя ненормальный.

И дальше идет установка на закрепление шаблона поведения: «вечно шнурки развязны, рюкзак болтается. Ничего вокруг не замечаешь». Насколько же оправдают цель убеждения слова-обобщения, которые многие из нас для подтверждения своей позиции вставляют в свою речь налево и направо?

Каждое слово, само по себе, уже является обобщением опыта. То есть, оно несет понятийный смысл. Например, при слове трава у нас возникают определенные образы: зеленый цвет, что-то растущее из земли. Но, эти образы у каждого свои, в рамках пережитого конкретного опыта. Я сейчас вспоминаю траву-мураву во дворе родительского дома, а какую траву представляете вы, я не знаю.

Наши образы разные, но у них есть что-то похожее, это позволяет нам общаться между собой. Состояния полного понимания друг друга только при помощи слов достичь не получиться, для этого необходимы чувствительность, сонастройка, совместный опыт, эмоции и так далее, сейчас речь не об этом. А о том, что слова сами по себе несут ограниченный смысл, слова-обобщения же убирают этот образный смысл окончательно и что, еще хуже, искажают первоначальное значение и убирают действия.

Слова: «все, никто, никогда, всегда» убирают огромные пласты информации, чтобы ее восстановить необходимо задавать уточняющие и проясняющие вопросы. Для определения кто такие «все» в конкретном случае или какой свой опыт имел в виду человек, говоря «никогда не смогу» …

Класс обобщений часто ограничивает возможности человека. Мышление такими категориями приводит к ощущению беспомощности, безысходности, так как из них убирается активное действие и способность изменить ситуацию. Например, когда человек говорит: «Мне плохо», то он признается в своей пассивной позиции и отсутствии желания менять ситуацию. Активная позиция содержит посыл действия: «Что можно изменить в ситуации? Как это сделать? С чего начать?» То есть, следует мертвое неопределенное наречие трансформировать в конкретный живой глагол-процесс.

Кстати, еще один важный момент. Обобщающие понятия, перенесенные на конкретную Личность, отнимают у нее выбор, приравнивают к неживому предмету. Человека, часто применяющего слова-обобщения, трудно понять, так как его «картинка мира» неочевидна собеседнику, в ней много искажений и неопределенностей, с ним трудно наладить доверительные отношения. А уж для ребенка воспринимать информацию от взрослого, говорящего абстрактными категориями, и вовсе архисложная задача.

Детский мозг только развивается, в нем отражен еще небольшой опыт жизненных переживаний. Поэтому Личность ребенка часто не воспринимает абстрактные послы, исходящие от взрослых. Зато у них быстро закрепляются конкретные, в том числе негативные, установки, которые поступают в их сознание через короткие глаголы-раппорты, сказанные с эмоцией.

Все-таки не зря наши бабушки - дедушки говорили, что «слово не воробей, вылетит не поймаешь». Я бы еще добавила в свете темы статьи, что слово не только не поймаешь, а оно многократно трансформируется в тех, до кого долетает. И каков будет результат зависит во многом от осознанности говорящего и восприимчивости слушающего.

Понятное дело, что каждый хочет в жизни счастья, радости себе и своим близким, детям, а иначе зачем жить-то?

А в этой статье пример формирования неуверенности ребенка из-за неосознанных действий родителей: "Почему пятилетняя девочка стала чужой для своих родителей за пару часов".

"Больше информации о счастье детей на нашем канале Яндекс Дзен 

 

 

Доброй и чистой дороги, друзья! Интересных находок в пути!