#психоэкология #воспитание #обучение #странники_жизни

«Замечено, чем больше учитель учит своих учеников и чем меньше – предоставляет им возможностей самостоятельно приобретать знания, мыслить, действовать, тем менее энергичным и плодотворным становится процесс обучения». /И. Я. Лернер/

О системном обучении и детей, и взрослых вновь заговорили не так давно. Долгое время в приоритете было, да и сейчас преобладает пока, «разорванное» образование, когда в школе или вузе учитель подаёт детям информацию по своему предмету мало заботясь о том, как его информация связана с другими предметами и практической жизнью.

Уже давно обоснованным фактом является то, что если информация не находит практического применения, то она быстро забывается, мозг просто не поддерживает те нейронные цепочки, которые им не используются, для него это слишком энергозатратно. И получается, что преподаватель тратил своё время, привлекал внимание детей, а итог такого обучения малоэффективен.

Бывает и так, что если ребёнок прилежен, он старательно запоминает большие пласты информации, повторяет её, но если она им не осознана или у него не установились правильные соответствия для её применения, то такая информация будет только мешать дальнейшему обучению и понимаю.

Под системным обучением подразумевается взаимоувязанная информация, позволяющая разносторонне познавать человеку самого себя, окружающий мир, принципы и законы внутренних миров человека и реальности, чтобы с практической пользой применять в жизни.

И если с элементарной арифметикой, чтением и письмом, все более-менее понятно: мы эти навыки применяем в практической жизни ежедневно, то, например, этимология слов или второе уравнение Максвелла, уже у некоторых вызывают затруднения в понимании и, соответственно, осознанном применении в жизни. На самом же деле, когда человек понимает зачем ему те или иные знания, уровень усвоения и заинтересованности резко возрастает.

И ещё: нет жестких разграничений между гуманитарными, точными, естественными науками – это познание одних и тех же принципов с разных точек наблюдения.

Принципы системного обучения были разработаны еще в СССР профессором И.Я. Лернером, они применяются в основном только в закрытых или элитных школах. Он разработал несколько видов методики обучения, которые хорошо дополняют друг друга собой при решении разных задач. Однако, в его системе есть и серьёзный недостаток: он определял учителя как субъект, а ученика, как субъект обучения. На самом же деле процесс обучения - это взаимодействие двух субъектов, и обмен информационными потоками идёт с обоих сторон, иначе процесс познания и усвоения не работает. Объясняя кому-то человек что-то узнаёт и меняет в себе тоже. Но полезного в принципах системы И. Лернера много. В современных образовательных учреждениях за основу взяты первые два метода, остальные используются в значительно меньшей степени.

Кратко остановимся на их сути

Информационно рецептивный метод

Это метод является одним из основных в обучении в современных школах и вузах.

Учитель объясняет, показывает обучающий материал.

Ученик воспринимает знания, старается осознать и запомнить их.

Репродуктивный метод

Также широко применяется в образовании. Проверка усвоенного результата.

Учитель даёт контрольные задания или практические упражнения по пройденному материалу.

Ученик воспроизводит знания и способы действия по образцам или показанные другими (учителем, например). В процессе такой деятельности происходит осознание, повторение и закрепление на практике полученных знаний.

Метод проблемного изложения

Учитель обозначает задачу (проблему) и раскрывает обоснования возможности её решения.

Ученик через имеющуюся в его распоряжении базу знаний, навыков, умений выстраивает логические цепочки решения задачи через мыслительное прогнозирование. В процессе такой деятельности происходит непроизвольное запоминание и усвоение информационного материала.

Эвристический метод

Учитель определяет вектор проблем и частичное обоснование решения для отдельных этапов. Он также наблюдает за ходом выполнения задания учеником и при необходимости корректирует его.

Ученик воспринимает задание, осмысливает его условия, ищет способы решения из доступной ему полученной базы данных знаний, в том числе через решенные ранее аналогичные задания. Результатом обучения через эвристический метод является непроизвольное усвоение больших пластов информации, осознавание их через поиск дополнительных источников решения, повышение способностей ученика самостоятельно мыслить и действовать.

Исследовательский метод

Учитель обозначает задачу и предлагает ученику осуществить самостоятельный поиск решения. Учитель координирует деятельность ученика.

Ученик воспринимает и осмысливает условия поставленной задачи. Далее он планирует этапы и определяет способы исследования. Ученику предоставляется самостоятельность. Он обосновывает этапы исследования и общий результат. В процессе обучения происходит непроизвольное запоминание, усвоение материала, развивается самоконтроль, дисциплина, ответственность на всех этапах постановки и решения задач, обоснование их результатов, развивается мотивация к активной жизненной позиции.

«Если установилось взаимодействие ученика, учителя и содержания образования, воплощенного в учебном материале, — значит, обучение состоялось» /И. Лернер/

Но и это не всё, важно развивать в ребёнке самоуважение и развивать его внутренние миры с позиции психоэкологии, в основе которой находятся принципы общечеловеческих ценностей, честности искренности, партнерства.

Продолжение темы в статье «Экология сознания – новый предмет для школы»