#близнецы #психоэкология #воспитание #странники_жизни

 

Похожи, как две капли воды, так говорят, например, про близнецов. Следуя смыслу поговорке, вывод напрашивается, что и капли воды, и близнецы очень похожи. Но это всего лишь поверхностный взгляд. На самом деле информация в двух внешне одинаковых каплях воды может быть очень разная: капля из растаявшего снега и капля морской воды. А если говорить про людей, то здесь все и того многообразнее. 

Наблюдения за поведением близнецов

Не раз приходилось слышать сетования при общении со знакомыми и родственниками о характерах и поступках их детей, родных братьев - сестёр, особенно если что-то происходит неприятное с одним из них: «Почему они разные, ведь родители одни, и воспитывали одинаково, и жили вместе, в одной месте, откуда что взялось»?

У меня есть соседи, у которых двое мальчишек-близнецов: Костя и Сережа. А так как стены в наших домах не очень толстые, то некоторые моменты воспитания на повышенных тонах, а также общение детей меду собой, мне приходится слушать. Порой это бывает полезно: наблюдать со стороны и делать интересные заметки для себя.

Вот, к примеру, мальчики внешне очень похожи были примерно до года, а сейчас им по 7 лет и внешних отличий у них становится всё больше, а характер у детей очень даже разный, причём самого рождения. Один послушный тихоня, но провокатор, а второй забияка и авантюрист, ему достается наказаний от родителей значительно больше.

Костя настоящий бунтарь с первых дней жизни. Его крик мог раздаваться часами, причём плакал он очень громко и призывно. Но родители далеко не всегда к нему подходили быстро. Здесь уже вопрос: возможно у них такой метод воспитания, но речь сейчас пока не об этом.

По мере того, как дети растут, Серёжа становится более покладистым, я бы сказала, приспособленным. Его меньше ругают, больше хвалят, а вот Косте достаются шишки, причём несмотря на то, что родители его часто наказывают, мальчишка очень упертый и стоит на своем.

Взаимодействие близнецов между собой. #психология #воспитание #близнецы

Как формируется характер

Из-за чего же такая разница в характерах? Ведь, следуя обывательской логике у них одни и те же родители, родились они в один день, внешне похожи, живут в одном месте.

Педиатры, психологи, нейробиологи и прочий ученый люд, дает разнообразные ответы на этот вопрос, каждый находит свое объяснение, но общей канвы версий на этот счёт пока не наблюдается.

Кто-то, возможно, скажет, что дело в душе, и они пришли сюда уже с каким-то обременением и готовым характером.

Это не так. Потенциалы у каждого есть - это правда, они формируются во внутриутробном развитии, но если их не развивать, они так и останутся в потенциальном состоянии. Подробнее здесь

Что такое душа конкретного определения в науке, да и в религии до сих пор нет, а поэтому говорить о ней в соответствии с воспитанием характера ребенка, считаю, некорректно, она субстанция нематериальная и абстрактная, и в общем -то, какая ей разница в каком теле находиться? А вот личные переживания, эмоции, получаемый опыт – это гораздо более приземленные и конкретные понятия.

Несмотря на то, что условия могут быть внешне похожими в конкретный момент, а вот внутренние переживания и состояния сознания у находящихся рядом людей могут сильно отличаться – это индивидуальный опыт переживаний. Например, свет лампы при засыпании кого-то успокаивает, а кто-то рядом от этого раздражается, так как он ему мешает.

Матрица эмоций, нейронные сети, воспоминания у близнецов тоже формируются разные: например, одного ребёнка чаще укачивала мама, а второго папа. Или один ребёнок, лёжа в кроватке, смотрел на стену, а второй изучал потолок. А может быть, когда младенцы лежали в кроватке, одному было холодно потому, что одеяльце сползло, а второму тепло. Не говоря уж о внутриутробном развитии, там у каждого было свое место, начиная от расположения по отношению к органам мамы и, например, такого момента, на каком боку она больше спала, и какой ребёнок находился ниже, а какой выше.

Формирование матрицы эмоций у близнецов. #эмоции #дети #странники_жизни

Это накладывает разный опыт, разные состояния, а чем больше переживаний, тем больше накапливается у детей различий, которые неизбежно отражаются в мировосприятии, характере, формировании взглядов.

Влияние воображения на развитие мозга и формирования индивидуальных переживаний

А дальше больше. Когда у ребенка начинает развиваться воображение, появляются фантазии, то в мозгу происходят все больше индивидуальных изменений.

Например, нейробиолог Джо Диспенза (Joe Dispenza) - исследуя влияние сознания на реальность с научной точки зрения, выяснил, что клетки «серого вещества» не различают реальное переживание, произошедшее с телом, от воображаемого, то есть мысленного! В любом случае создаются и развиваются новые нейронные связи, которые влияют на последующие переживания, все более усложняя и изменяя структуру связей нейросетей мозга.

Эта особенность мозга спасла его от инвалидности. Он попал в аварию и получил травмы позвоночника. Отказавшись от имплантов для скрепления позвонков, Диспенза решил восстанавливать здоровье с помощью воображения и силы мысли. И ему это удалось! За удивительно короткий срок для подобных повреждений - 9 месяцев, он начал ходить. Когда он сделал самостоятельно первый шаг, то испытал подлинное счастье.

Нам даны удивительные и мощные инструменты для познания себя и мира – мозг и сознание. Но как любой инструмент их можно по-разному использовать: для пользы или во вред, а бывает, что ими и вовсе мало пользуются осознанно.

Нужно ли сравнивать детей

Каждый из нас уникален не только по отпечаткам пальцев, тембру голоса, но и в переживаниях, получаемом опыте. Наверняка у каждого найдутся воспоминания, когда рассказанный анекдот вызывает у большинства смех, а кто-то не смеется или, например, бестселлер советского кинематографа «Белое солнце пустыни», для моих знакомых и друзей «классный фильм», а я к нему равнодушна, так как на то была своя событийная цепочка, которая привела к такому отношению.

Кстати, о ребятишках- близнецах. Родители их часто сравнивают и пытаются добиться того, чтобы они одинаково реагировали на их слова, идентично воспринимали информацию. Часто слышу от их мамы что-то типа: «Почему Сережа делает сразу, что я сказала, а тебе, Костя, надо сто раз повторить?»

Так может быть потому, что они разные?

Больше информации на тему развития  детей в разделе  "Про детей"