Это была старая афиша. Красивая девушка с встревоженным лицом, всматривалась вдаль, стоя на палубе корабля, а вокруг бушующее море. Внизу подпись: «Титаник. Премьера».

Плакат был первым, что увидел Сергей, вынырнув изо сна. Он висел на стене перед кроватью несколько лет, так как «Титаник» был любимым фильмом Лиды, его жены.

Лида… Его мысли начали окрашивать приятные эмоции, перемешанные с желанием. Но, не успев сформироваться, оно было прервано тоненьким писком. Сергей с недоумением повернул голову и тут окончательно проснулся.

Он вспомнил, что вчера привёз жену из роддома с маленьким сынишкой. Они ему даже имени ещё не придумали.Антоний, Ерема, Максим, Артур... Маленький комочек, пискнув ещё несколько раз, замолчал, мирно посапывая. Жена беспокойно заворочалась рядом, но ребёнок затих, и ее дыхание тоже замедлилось. Она дальше погрузилась в сон.

Мужчина осторожно выбрался из постели и наклонился над кроваткой. Что же он знает про это маленькое существо, у которого даже имени ещё нет? Хотя он ответственно готовился к отцовству и периодически просматривал информацию по вопросам детской психики и развития младенцев, но ему пока было многое непонятно. Каким видит наш мир маленький человечек, который только пришел в него? Информации было много, но она разбросана кусочками.

Много статей на тему физических потребностей младенца, ухода. Встретил материал о том, что ребенок видит мир в первые дни жизни перевёрнутым. А что же чувствует эта кроха, которая тихонько сопит в кроватке, каким воспринимает окружающий мир? Сергей осторожно вышел на кухню, взяв с собой смартфон.

Было раннее субботнее утро, город еще спал, только изредка владельцы собак, ежась от утренней прохлады, мелькали с питомцами под окнами. Он включил чайник и погрузился в поиск интересующей информации про новорожденных.

Оказывается ребёнок, пришедший в этот мир, поначалу не воспринимает его вовсе. День, ночь, стол, яблоко, мужчина, женщина для малыша не существуют. Другими словами, есть маленькое тело с базовыми инстинктами, которое автоматически дышит, совершает какие-то двигательные и сосательные движения, издает звуки. Но вот кого будут называть Петей, Катей, Артемом ещё нет.

Младенец не понимает, что это его тело, и что этот мир зафиксирован понятиями и обобщениями, то есть смыслами, облеченными в слова. Для него еще все едино.Наш мир именно зафиксирован. Ведь уже не секрет, что только фиксация внимания на чем-то материализует для человека, в прямом смысле, те или иные предметы, явления.

Когда большие корабли испанских завоевателей подплывали к берегам Америки, то аборигены их просто не видели, так как не могли идентифицировать. И только вождь племени долго вглядываясь в море, смог увидеть огромные лодки. Он долго кричал и размахивал руками, объясняя соплеменникам о приближающейся опасности. И лишь после этого те заметили «большие горы», которые двигались в их сторону.

В психологии это явление называется когнитивная слепота. Когда люди не воспринимают неизвестное. Более того, они даже не понимают, что этого не воспринимают. То есть, если мы чего-то не знаем не понимаем, у нас нет такого опыта переживаний, то мы это и не видим. Поэтому когда маленький человек приходит в этот мир, он для него абсолютно новый.

Родители и окружающие его люди учат воспринимать его через многократное повторение. Звуки привлекают внимание, фиксируют его на чем-то. «Это мама», повторяют ребёнку изо дня в день многократно. И однажды он откликнется на этот звук осмысленной улыбкой, а через некоторое время и сам произнесет свое первое слово.

Через разные органы восприятия: тактильные, визуальные, звуковые одни и те же понятия доносятся до развивающегося сознания ребёнка. И в какой-то момент, когда опыта повторений становится достаточно, образуются устойчивые нейронные сети, устанавливающие соответствия между звуком, ощущениями и объектом. Тогда ребёнок постепенно начинает воспринимать маму, игрушку, а затем и себя.

У кого есть дети, знают, что примерно до трёх лет ребёнок называет себя в третьем лице. То есть свое тело и себя, как личность, ребёнок считает отдельными.

Если бы родители что-то воспринимали по-другому, не так, как скажем принято, а, например, видели и осознавали то, чего другие не видит, то они бы могли этому научить и ребёнка.

В младенчестве диапазон восприятия фиксируется именно взрослыми в тех рамках восприятия, на который настроены они сами. Чем шире круг восприятия, тем естественно большему можно научить чувствовать, ощущать, видеть, слышать и ребёнка.

К примеру дети, которые живут вдоль шумных магистралей или недалеко от аэропортов, значительно отстают в своем развитии от сверстников, живущих в более благоприятной обстановке. Но если такого ребёнка поместить в другие условия и начать с ним заниматься, учить воспринимать раздельные звуки, то для этого уйдёт больше времени, чем в младенчестве, но научить этому можно.

Чайник давно вскипел и снова остыл, но Сергею было уже не до него. Он размышлял о том, что оказывается от них с Лидой очень многое зависит, каким вырастет их малыш. Что необходимо постоянно развиваться самим, чтобы шире передать многообразие и красоту этого мира, установить верные соответствия для счастья и благополучия себя, только тогда можно научить этому и сына.

Больше о восприятии можно узнать в статьях:

«Истории про жизнь детей в детском саду»;

«Почему дети видят иначе. О восприятии»;

Чистой дороги, друг! Заходи, вместе идти веселее!