В современном мире человек является существом исключительно социальным.
Мы постоянно в той или иной связи взаимодействуем с другими людьми, зависим друг от друга. Все начинается с рождения, когда маленький человечек окружен вниманием, заботой, влиянием родителей, домочадцев, воспитателей, потом школа с учителями и сверстниками, всяческие учебные заведения, работа, повседневное взаимодействие с десятками людей ежедневно… Мы обмениваемся словами, жестами, мимикой на вербальном уровне, но еще более активно мы взаимодействуем на уровне эмоций, чувств, мыслей, энергий.
Человек редко бывает один
в своем личном пространстве, но, даже находясь в одиночестве на физическом уровне, он постоянно ведет внутренний диалог с воображаемыми собеседниками либо с самим собой. Это обычная жизнь среднестатистического человека. В этом бесконечном круговороте практически не остается места, чтобы осознать происходящее и уделить внимание своему личностному развитию.
Особое место в человеческих взаимодействиях занимает семья. В абсолютном большинстве семей, как и в социуме в целом, общение происходит на уровне самовоспроизводящихся взаимозависимостей, порождающих как новых зависимых, так и новые формы взаимозависимости.
Зависимый человек не отличает собственные потребности и цели, от целей и потребностей партнера. Его действия, чувства, эмоции, мысли, решения двигаются по замкнутому кругу, снова и снова возвращая его к повторению одних и тех же ситуаций и ошибок. При этом партнер также является взаимозависимым, но его зависимость выражается иначе.
Следовательно, все взаимозависимые члены ячейки социума поддерживают и усиливают взаимные иллюзорные ожидания друг друга, крепко удерживая партнера в этих, часто мучительных, отношениях, не позволяющих друг другу их разорвать.
Частые формы этих отношений либо садомазохистские, либо треугольник “преследователь – жертва – спасатель”. Одной и многочисленных негативных составляющих частей таких отношений является то, что партнер в них рассматривается не как уникальная и самоценная личность, достойная уважения и заботы, а как объект, удовлетворяющий необходимую, но всего лишь одну или несколько из многочисленных потребностей другой личности.
Далее мы кратко рассмотрим некоторые причины, симптомы проявления и возникновения таких форм взаимозависимостей.
Одной из причин взаимозависимых отношений является неосознанное стремление воссоздавать и повторять свои отношения с родителем, который оказывал наибольшее влияние на ребенка в той или иной ситуации. Во взрослом состоянии когда возникает похожая ситуация по эмоциональному накалу, человек подсознательно воспроизводит сравнение с ситуацией из детства и в результате включается шаблонное поведение с партнером.
Еще одной распространённой причиной взаимозависимых отношений является восприятие партнера как некоторой части нас самих. И, следовательно, ради сохранения целостности своей личности человек делает выбор (приносит жертву) смотреть и чувствовать так же, как и партнер.
Но в основе всех причин взаимозависимостей лежит функция социума, привитая абсолютно каждому человеку с раннего детства, суть, которой заключается в том, что все члены социума должны подтверждать значимость друг друга.
Среди многочисленных симптомов зависимости выделим некоторые:
- Дискомфорт при отсутствии желанного объекта, который может порождать депрессии, навязчивые мысли, воспоминания и т.д.;
- неспособность находиться в одиночестве;
- манипуляции для получения внимания, в том числе задабривание, игра в беспомощность, психологическое давление, шантаж;
- ревность к партнеру;
- болезненное восприятие отказа и возражений и многое другое.
Причин возникновения взаимозависимостей не так уж и много, как может показаться на первый взгляд.
С самого раннего детства у ребенка подменяют его право быть свободным и ответственным за себя на восприятие себя как ячейки социума. Ребенок начинает постоянно равняться на общепринятые шаблоны поведения и перекладывать ответственность на более знающих и умных взрослых.
В результате у личности складывается ощущение, что она не может правильно использовать свою свободу, и, следовательно, ее потребности нужно направлять, контролировать теми, кто знает, что правильно и хорошо для этой личности, и как использовать ее свободу. Человек закрывается от самого себя, перестает быть искренним, начинает казаться себе неполноценным, ненужным, либо становится агрессивным, эгоцентричным. В нем поселяется страх быть изолированным от общества, покинутым.
Поэтому многие люди ради удовлетворения своих потребностей для выживания отказываются от своей свободы и ищут того, кто может разделить с ним эту ответственность за себя либо принять коллективную ответственность.
Рассмотрим самые распространённые формы отношений взаимозависимых людей.
Игра в жертву (мазохиста). Признаки жертвенности:
Я не способен оправдать ожидания других людей;
Я согласен с любыми даже плохими условиями, поскольку считаю себя не достойным лучшей жизни;
Я не хочу иметь больших достижений, так как за ними последуют еще большие ожидания окружающих;
Я не хочу брать ответственность даже за свои достоинства - это слишком сложно и тяжело для меня;
Я не могу самостоятельно принимать решения и делать что-либо важное без совета и подсказки авторитетного лица;
Я лучше скрою от себя свои потребности, чтобы мне самому не пришлось их реализовывать.
Такие люди, как правило, получали от родителей эмоциональные посылы примерно такого содержания:
Ты - никто и ничто;
Ты - моя собственность, на которую я обращаю внимание, когда хочу, и не интересуюсь, когда она мне не нужна;
Я тебя породил, я имею право на твою жизнь;
Твое дело не понимать, а подчиняться;
Ты тот, кто во всем виноват…
Жертва выставляет свою беспомощность напоказ, но в то же время надеется, что возьмет верх над партнером-садистом и будет торжествовать победу.
Жертве кажется, что благополучие и комфорт других зависит от нее, что она ответственна за все неприятности и несчастья их.
Она внешне ведет себя скромно и непритязательно, однако, внутренне имеет высокие требования к другим людям по шаблону, «каким должен быть достойный человек». Неосознанно такие люди часто бывают, высокомерны и враждебны, как следствие ограничений, испытанных ими самими. Но, если они осознали свое «недоброе» отношение к другим, то испытывают за это жестокий стыд и вину.
Партнер-садист невольно реализовывает скрытые садистские импульсы жертвы, выставляющей его в неприглядном виде.
Жертва стремится подчиняться сильной личности, это помогает ей ощущать себя причастной к жизни этой личности и получать возможность действовать. Она неосознанно мстит своей жизни за обделенность в любви, разрушая и обесценивая все хорошее.
Создавая себе маску страдальца, жертва, в общем-то, довольна такими отношениями: так как, можно поиграть и паразитировать на силе и слабости партнера, при этом перекладывая на него всю вину за свою игру.
Такая «страдальческая» позиция выгодна жертве, даже в случае насилия, она считает себя вполне автономной. Зависимость дает жертве иллюзорное ощущение безопасности, ей не нужна и даже страшна личностная свобода, так как в этом случае возникает необходимость нести полную единоличную ответственность за свои поступки и жизнь в целом.
Жертва часто заявляет о своем желании измениться, однако, на самом деле она хочет жить по-другому, но при этом оставаться прежней.
Такие люди, избегая ответственности, тем самым лишают себя свободы выбора, часто живя в противоречии собственных потребностей и выполняя волю и желания других людей.
Преследователь (садист).
Человек, который привык доминировать над окружающими его людьми, не считаясь с их чувствами и потребностями, часто в детстве сам недополучал родительского внимания и любви, взамен получая эмоциональные посылы и нравоучения примерно такого содержания:
Ты должен заслужить нашу любовь;
Ты должен соответствовать нашим ожиданиям;
Ты должен испытывать только те чувства, которые нам нравятся;
Ты плохо себя ведешь и не получишь нашей любви;
За твою самостоятельность (непослушание) ты будешь наказан.
В результате порастая, у ребенка с такими заложенными родителями комплексами складывается определенное мировоззрение и нормы взаимоотношений с людьми, основанные на привлечении к себе внимания и повышении собственной самооценки:
Чтобы обратить на себя внимание нужно совершать вызывающие поступки;
Люди вокруг меня - источник опасности;
Люди не достойны уважения и любви;
Можно наказывать, унижать других, так как меня в детстве тоже наказывали и унижали;
Чтобы выживать, необходимо контролировать действия, мысли и чувства других людей;
Пусть меня боятся другие, мне так безопаснее;
Чтобы избежать боли и страданий от людей, надо первому причинить им боль и заставить страдать их;
Насилие - единственный способ существования;
Я хорошо понимаю состояние людей, только когда они страдают. Если я заставлю других страдать, они станут мне понятны;
Жизнь стоит дешево.
Человек, имеющий комплекс преследователя, старается не просто доминировать над партнером, но еще и эксплуатировать его как на физическом уровне, так и его духовные качества. Ему важно постоянное подтверждение собственной власти над партнером.
Одновременно, он боится, что его партнер сможет обойтись без него, поэтому он постоянно повышает к нему требования, негативно критикует и обвиняет в неблагодарности. Для этого используется как открытое принуждение, так и более тонкие манипуляции в виде уговоров, советов, шантажа, «приукрашивания» информации и т.п.
Зачастую такие люди скрывают свои садистские импульсы под маской суперзаботливости и доброты. Они находят себе партнера, более слабого, который ощущал бы свою зависимость и считал себя обязанным другому.
Спасатель.
Люди, играющие роли спасателей, как правило, в детстве испытывали притеснения со стороны взрослых, и их потребности и личностные особенности не признавались. Поэтому такой ребенок учиться выживать, сводя свои потребности к минимуму.
Уже, будучи взрослыми, эти люди относятся к себе столь же небрежно, как и их родители относились к ним в детстве. Они не научились заботиться о себе, зато им никто не запрещал заботиться о других.
Поэтому они всю свою не растраченную заботу отдают партнеру, зачастую, не интересуясь, нужна ли она ему в таком навязчивом виде и в таких количествах. Спасатель, обычно, пытается «задушить» в созависимом партнере инициативу, чтобы управлять и манипулировать им, преподнося это, что он старается «для его же блага».
В детстве «будущие спасатели», как правило, среди многочисленных воспитательных инструкций получали от родителей и такие эмоциональные посылы:
Ты должен быть незаметным, чтобы не мешать нам;
Ты должен стараться нам угодить, тогда мы будем любить тебя;
Если ты не соответствуешь нашим требованиям, ты - ничтожество;
Ты должен стать таким, чтобы мы могли гордиться тобой перед другими людьми;
Не высовывайся, чтобы над тобой не смеялись.
Из таких эмоциональных посылов взрослых у ребенка формируется негативное отношение к себе как неполноценной личности, он делает выводы приблизительно следующего содержания:
Мне необходимо иметь любовь. Но я не знаю, как ее получить;
Я не понимаю, что ждут от меня взрослые;
Со мной что-то не так: я причиняю одни беспокойства;
Я плохой и поэтому недостоин любви;
Хорошие люди не плачут и не сердятся, а я плачу и злюсь, я – плохой;
Любят только тех, кто выполняет желания окружающих, значит, я буду угождать другим, чтобы меня любили;
Мне нужно всем платить за любовь.
Больше всего спасатель боится одиночества. Поэтому он стремится делать как можно больше для другого, чтобы партер чувствовал в нем необходимость.
Спасатели неосознанно укрепляют созависимость партнера, отучая его что-то делать и действовать самостоятельно, так как уверены, что его нужность другому спасет его от одиночества.
Отказ действовать.
Еще одной формой созависимых отношений является инфантилизм и отказ действия. Зачастую такая личность вырастает в семьях с гиперопекой, когда взрослые, стараясь дать своему чаду, самое лучшее и оградить от всех неприятностей, развивают в нем эгоцентризм и неспособность принятия самостоятельных решений. Дети в таких семьях получали от родителей эмоциональные посылы такого содержания:
Ты необычный и самый лучший ребенок, и поэтому должен многого добиться;
Ты не должен слишком затруднять себя, так как мы тебе всегда поможем;
Ты – главный человек в нашей жизни. Мы все сделаем, чтобы тебе было хорошо;
Окружающий мир слишком сложен, и мы оградим тебя от его жестокости;
Ты достоин самого лучшего. Тебя должна окружать любовь только необыкновенных людей;
Успех ждет тебя во всем, так как ты самый достойный изо всех.
Из родительских эмоциональных посылов и нравоучений в таких семьях дети могли сделать следующие выводы:
У меня должно быть все, что я захочу;
Мне нужно всегда выглядеть хорошим и успешным;
Я не такой, каким меня хотят видеть. Но чтобы меня любили, я должен притворяться;
Я не понимаю, чего я хочу;
Надо скрывать свои негативные качества, чтобы меня не разлюбили;
Надо делать вид, что у меня все хорошо, даже если я так не чувствую;
Чтобы всегда получать все, что я хочу, надо изображать ласковость и любовь, даже если я так не чувствую;
Чем реже я что-либо делаю, тем меньше разочаровываю окружающих. Поэтому я не буду проявлять инициативу, и буду делать сам как можно меньше.
Если жизненный сценарий у таких людей складывается по другому, чем заложили в их сознание родители, то они, чтобы скрыть свою некомпетентность и избежать болезненной критики, при отсутствии своего превосходства, стараются избегать принятия самостоятельных решений и перекладывают ответственность на других.
Но чтобы получать внимание и заботу окружающих, свое замешательство скрывают под маской ласковости, послушания. Инфантильные люди ощущают себя зависимыми от всех обстоятельств и людей, но эта зависимость - единственно возможный способ существования для них.
Во взаимозависимых отношениях роли часто временно меняются или замещаются. В человеке, обычно, присутствуют все типы поведения, но преобладает какой-либо один. Так, может возникнуть ситуация, когда жертва либо преследователь становятся на определенное время спасателями.
Это происходит в тех случаях, когда партнер ощущает, что он владеет ситуацией и может разрешить проблему для другого. Авторитет спасателя в таких ситуациях резко возрастает, так как партер смотрит на него « снизу вверх» и ждет от него помощи.
Во взаимозависимых отношениях может показаться, что тот, кто имеет больше власти и более свободен, однако, оба являются участниками одной и той же ограничивающей игры «по правилам», не терпящей ее нарушения. Единственное, чего ожидает один партер от другого – подтверждение его исключительности (значимости).
Человек годами поддерживает для себя и окружающих тот образ, который был им сформирован. Сюда относятся манера поведения, привычки, стиль одежды, прическа, сленг и т.д. Но это самообман, который на время позволяет избавиться от чувства вины, чтобы сохранить иллюзорно высокую самооценку.
Такой путь ведет к созданию роботообразного способа существования – повторение сценария, созданного другими. Это жизнь потребителя, зависимости от других, поддерживающей иллюзорный принцип «казаться, а не быть», в ней нет места для самореализации и раскрытия своего внутреннего потенциала.
Отказываясь что-то делать для себя прямо сейчас, уповая на «более подходящий» момент, человек тем самым превращает свое будущее в дурной сон, в котором он стремится забыть прошлое, игнорирует настоящее и боится будущего.
Как же сделать первый шаг навстречу к себе настоящему? Просто и трудно одновременно.
Для начала нужно честно признаться себе во взаимозависимости, примириться с напрасной тратой энергии и времени, использованных на создание и поддержание иллюзорного образа «не быть хуже или лучше других».
Каждый человек – это уникальная личность, обладающая невообразимыми возможностями, которые многие из нас так никогда и не используют. Нужно учиться принимать себя такими, какие мы есть. Конечно, у каждого из нас есть психологические травмы из детства и «собранный букет» уже во взрослом состоянии, но, признавая свои недостатки и, находясь на чувственном мировосприятии, мы преобразуем их в достоинства, и откроем для себя безграничный духовный мир.
Доброй, чистой дороги, друзья. Интересных находок в пути!