Во время праздников, торжественных мероприятий, приёмов или когда нам хорошо, радостно нам нравится танцевать. Хочу немного поговорить о танцах и балах, но в непривычном для большинства значении и смыслах.

Основа танца – движения тела, последовательность па, ритм, музыка.

Например, артист балета по рисунку может восстановить позу или даже движение, которое изображено. Чем проще и схематичнее рисунок, тем точнее реконструкцию движения можно сделать.

Причём изображать схемы движений стали очень давно. Настолько давно, что самые древние артефакты, найденные археологами – это фигурки, запечатленные в движении и наскальные рисунки, что о том же.

Среди памятников культуры Сибири есть очень древние, возрастом более 45 тысяч лет. И на некоторых из них схематично изображены элементы танцевальных поз.

Самым именитым археологом, занимавшемся, в том числе расшифровкой изображённых движений, был Виталий Епифанович Ларичев— советский и российский археолог-востоковед, антрополог, доктор исторических наук, выдающийся популяризатор науки.

Это он нашёл на Дальнем Востоке России и сопредельных Маньчжурии и Монголии территориях артефакты древней культуры, которым более 45 тысяч лет. Это самые древние находки на земле в настоящее время.

Но я хочу коснуться сейчас танцевальных элементов Древней Греции. И хотя древность Греции по сравнению с находками Восточной и Северной России небольшая, всего 3000 лет, но там есть интересные моменты для понимания истории Спарты и вообще смысла танцев, причём довольно неожиданные.

В поэмах Гомера есть рисунки, которые не могли долго расшифровать.

Не секрет то, что в Древней Греции танец был обязательным предметом для мальчиков старше 7 лет. Для чего он нужен был в стране, которая «специализировалась» на войнах? Историки говорят о светском образовании и элементах социализации.

Оказалось, что это не совсем так. Танец был обязателен для умения воевать!!! И это естественно для страны, воспитывавшей, прежде всего, воинов.

Многим известна из школьных уроков по истории древнегреческая фаланга - боевое построение древнегреческих воинов, сделавшее их лучшими воинами того времени, да и сейчас многие их достижения вызывают восхищение и удивление.

Так вот. Древнегреческий полководец перед началом сражения на кусочке глины наносил меандр-схему сражения. На ней он зашифровывал информацию, как будет вести бой, под какую музыку будут выступать, как перестраиваться и так далее. Все эти элементы как раз изучались и оттачивались с детского возраста в форме танца. Благодаря этому фаланга спартанцев сохраняла целостность и не распадалась в сражении. Обязательным элементом фаланги был музыкант, который играл, например, на флейте или барабане. Он находился в центре фаланги. Благодаря ритму мелодии воины не только выстраивались быстро без слов в соответствующем порядке, но и возникала согласованность действий и главное, стимулировался боевой дух.

Кстати, когда в следующий раз будете смотреть экспозиции, посвящённые Отечественной войне 1812 году, обратите внимание, что у пехотинцев и той, и другой стороны в центре шли барабанщики. Они задавали темп и боевой дух сражению, а также необходимы были как сигнальная система.

А теперь вспомните, про обязательное участие в балах гренадёров, офицеров, описаниях балов есть в произведениях практически всех наших классиков. Само слово «бал» в русском языке произошло от «балясы», что означает многоуровневый орнамент. То есть, бал - многоуровневая игра, которая применялась, в том числе, для оттачивания военного искусства мужчинами.

Кстати, ещё немаловажный момент – определённая последовательность движений может излечивать практически любые заболевания. И об этом тоже знали наши предки.

Так что танцуйте осознанно  – оттачивайте своё мастерство и оздоравливайтесь!

По материалам лекции Валерия Ромма.

Техники осознанности