Россию и русских в других странах ассоциируют с медведем, причём часто окрашивают образы в негативные оттенки, что дескать медведи – звери дикие, злые, необузданные.

А откуда вообще возникло такое сравнение, и какие смыслы в образ медведя вкладывали наши предки?

Вот что пишет А. Вайно в своей книге «Образ победы»:

«Если элита праздновала победу в Отечественной войне 1812 года, играя в бальные танцы и сопутствующие им игры и развлечения, то русский народ тешился царской забавой — медвежьей потехой, состоявшей из трех частей:

- травли,

- боя,

- комедии, в которую входили медвежьи представления с «подводчиками» и неизменной спутницей Топтыгина «козой» — ряженым скоморохам.

Чаще всего потеха начиналась комедией или драмой — травлей и заканчивалась трагедией-боем.

Это государево развлечение на масленицу устраивалось на Москве-реке для всенародного зрелища.

В 1585 году 20 февраля при царе Федоре Иоанновиче медвежья потеха началась с того, что некий Федор Пучок Молвенинов привел на потеху государю «медведя с хлебом да солью в саадаке», то есть вооруженного луком и стрелами, а потом «спущал» своего ученого медведя в бой с диким медведем.

«Самым обычным предметом общественной утехи был медведь. Он, — пишет Иван Забелин, — выученный и вышколенный различным людским ухваткам и людскому поведению, бродил со своими поводырями по всей русской земле, из города в город, из деревни в деревню, потешая и забавляя добрых людей карикатурным, а отчасти и сатирическим представлением их же нравов и обычаев. Во дворце, конечно, собиралось самое искусное в этом роде».

Необходимо особо отметить, считает С. М. Макаров, что и без комментария, состоявшего из смешных приговорок, уровень дрессуры медведей, за которой стояла тысячелетняя практика членов шаманских «тайных обществ», вызывал восхищение. Такие сложнейшие и опасные трюки, как вытаскивание из глаза пороха и табака из-за губы хозяина, езда зрителей на медведях, притом, что зубы и когти были на месте в естественном состоянии, — все это указывает на высочайшее мастерство дрессировщика, сопровождавшего медведя. Медвежью потеху русские медведчики устраивали не только на земле русской, но и в Западной Европе.

Следует отметить, что культ медведя проходит через всю историю человечества — с древних времен и до XXI века. Медведь является самой древней ипостасью бога Земли, а также Бога вообще.

Возникнув в отдаленную эпоху материнского рода как тотемистический культ, медвежий праздник в дальнейшем превращается в общеплеменное празднество: 

  • В индоевропейской традиции медведь считался богом плодородия и способствовал урожайности полей.
  •  У славян в обряде первой пахоты участвовали люди, одетые в медвежьи шкуры. Лапам и шкуре медведя с древнейших времен приписываются магические свойства. 

  • В Румынии был найден ритуальный сосуд 5-го тыс. до н.э. в виде медведя. 

  • На женских статуэтках эпохи неолита богиня иногда была представлена в виде медведицы. 

  • В древней Греции Артемида почиталась в образе медведицы, а ее жриц называли «медведицами».

  • В Афинах девушки, достигшие брачного возраста, совершали культовый танец в медвежьих масках. 

  • В России был обычай называть новобрачных медведями, а медвежий карнавал на масленицу носил эротический характер.

Если в русских народных сказках и мифах народностей Сибири медведь отождествлялся с человеком, то в Западной Европе он ассоциировался с Россией. Также его косматая фигура использовалась в русской политической жизни».

Прочитав вышеизложенное, начинаешь по-иному относиться к сравнению с медведем, возникает чувство гордости и ответственности одновременно. И ещё благодарность к нашим предкам: за силу, мастерство, высокую осознанность.

 

Техники по развитию осознанности представлены на главной странице сайта