Эта статья предназначена, прежде всего, тем, у кого есть дети школьного возраста. Мы поговорим о базовых принципах обучения ребенка, чтобы оно приносило удольствие и пользу. А закладываются они отнюдь не в школе: там уже идет вторичное формирование обучающих навыков в рамках социальных взаимоотношений ребенка со сверстниками и учителями.
А для того, чтобы у вашего ребенка формировалась здоровая уверенность и ответственность за свои поступки и слова, ему необходима ваша поддержка в виде атмосферы дружелюбия и доверия. Основы её закладываются с самого рождения, об этом в статье «Младенец и внимание».
Когда ребенок чувствует, что родители любят и принимают его целиком, а в семье царят забота, поощрение активных действий ребенка и самостоятельности, совместно с разумной дисциплиной, то в характере юного человека образовываются черты, в которых на первом месте присутствуют уверенность в себе и умение строить дружеские отношения с другими и с миром в целом. В психологии это выражается термином «базальная уверенность».
Но что же присутствует в некоторых семьях?
С одной стороны – неразборчивая похвала и восхищение. Тогда это приводит к гипертрофированному чувству собственной важности и обесцениванию других, в том числе родителей. Так как в этом случае у ребенка появляется иллюзия собственных выдающихся способностей, что мешает развиваться творческой части личности, трудолюбию, уважительному отношению к успехам и результатам других людей.
В других случаях- уставшие и сами задерганные родители, изо дня в день третируют свое чадо школьного возраста вопросами, типа: «ты уроки сделал», «какие оценки сегодня получил», «к контрольной подготовился» и так далее по шаблонному перечню. В результате вместо доверительных и теплых отношений возникают холодные формальные требования, возможно, завышенные, которые вредят здоровому росту самооценки, и с которыми ребенку бывает трудно справиться. Тогда может случиться весьма неприятные последствия в виде чувства неполноценности или невроза. За несоответствия требованиям или проступки его порицают, а достижения и усердие принимают как само собой разумеющееся или вовсе не замечают. А энтузиазм, попытки к самостоятельности или автономности подавляются или высмеиваются.
«Когда все эти факторы сочетаются с недостатком искреннего тепла и интереса к ребенку, он начинает ощущать свою никчемность и ненужность или, по крайней мере, ему кажется, что он ничего не стоит, пока он такой, какой есть, а не стал кем-то другим. Он отчуждается от себя и раздваивается. Его самоидеализация — попытка возместить причиненный ущерб, возвысившись в воображении над другими и над презренной реальностью. И, как в пакте с дьяволом, он получает мнимую, а иногда и реальную славу. Но когда с этого дара слетает позолота, становится ясно, что вместо твердой уверенности он получил невротическую гордость — ценность весьма сомнительную». /Карен Хорни «Борьба за самореализацию»/.
В сознании взрослого человека множество установок и шаблонов, которые часто подменяют ему реальность происходящего. «Чем старше человек, тем он тверже уверен, что есть что. Вот это - дом. Это - дерево. А это - машина, вот - рюкзак. Так - делать правильно, а так - нехорошо. Это - красивое платье. Сосед напротив - злой человек, так как не здоровается со мной и так далее.
Но, дело в том, что реальная машина и машина, отраженная в уме, не одно и тоже, а сосед в реальности, скорее всего, совсем другой по характеру, но для шаблонного мышления это неважно. И если нет понимания (осознанности) в принципах работы сознания, то шаблонное восприятие во многом заменяет реальность человека, теряется связь с самоощущением, уходит понимание своих истинных потребностей, желаний и возможностей. В этом кроются многие аспекты негативных реакций и ошибочных выводов.
Например, среди молодых людей, заканчивающих школу, распространена идея рейтингов профессий. Многие ориентируются на них и идут получать профессию, которая распространена и популярна, но не способствует реализации их творческих потенциалов. В последствии работа, выбранная на ложных приоритетах, становится в тягость. От этого страдает не только конкретный человек, но и социум в целом, так как он и состоит из конкретных людей». /В. Волчкова «Новый предмет для школы. Экология сознания»/
Поэтому старайтесь уходить от формальных отношений с ребенком, если действительно хотите для него благо (а какой же нормальный родитель не хочет?!). Здоровая психика и его жизнелюбие – это те ресурсы, которые помогут в жизни находить свое, привносить неповторимость и интерес, и тогда «день сурка» не грозит ни вам, ни вашим близким. Пусть критерием ваших отношений станет живое общение и искренней интерес к развитию друг друга, осмыслениям, внутренним открытиям, а не его отметкам в дневнике и дежурным фразам за завтраком.
Инструменты для развития детей и взрослых представлены в рубрике "Помощь себе"