Для чего диссоциация полезна, а в каких случаях она жизненно необходима? Будем разбираться.
Диссоциации защищают нашу психику при сильных стрессовых и болезненных ситуациях, но они же снижают и действие положительных эмоций: если часто вспоминать какое-то хорошее событие много раз, то из него уходит ресурс, который и есть главная ценность.
Ранее я писала о значимости умения ассоциироваться для развития чувствительности во взаимоотношениях, качественном общении (статья «Ассоциации») и обещала в следующий раз поговорить о диссоциациях. Вот этот «раз» пришёл😊
Диссоциация переводится с латинского dissociatio, что означает разъединение, разделение.
В этой статье я буду использовать значение этого слова в прямом значении, так как часто почему-то его используют в психологии для описания деструктивных состояний распада личности, а в биологии и химии, например, как изменение структуры чего-либо.
Напомню, что ассоциация во взаимоотношениях – это умение синхронизироваться с другим человеком, «слиться» с ним, чтобы лучше понять.
Диссоциация– это обратный процесс, то есть умение выйти из ситуации, отстраниться от неё, чтобы взглянуть со стороны, увидеть более целостно, заметить то, что раньше не видно было, помните у С. Есенина: «Лицом к лицу Лица не увидать. Большое видится на расстоянье» ...
Начну с того, что диссоциация – базовое умение человека, оно дано с рождения. Когда человек рождается, то он ассоциирован (слит) с телом частично на уровне автоматизмов (дыхание, сосание, сон) но физически, ментально, эмоционально только учиться им пользоваться. У него еще нет достаточного опыта переживаний, он только набирает его через ощущения, прикосновения мамы, вкус ее молока. Вместе с физическими ощущениями формируется и матрица эмоций, появляются первые ассоциативные связи: сытость – удовольствие, а если мокро, холодно – неудовольствие, дискомфорт; запах мамы постепенно соединяется с её внешним видом, и малыш начинает узнавать её, выделяя изо всех.
Процесс ассоциации с телом (слияния) происходит примерно до трехлетнего возраста. Подтверждением является то, что когда малыш начинает говорить, то он называет себя в третьем лице, как и других: «Саша упал», «Лена хочет кушать» и так далее. То есть, надстройка психики, которая называет себя «Я» формируется постепенно.
Чем отличается ассоциация от диссоциации в жизненных ситуациях?
Ассоциативное восприятие – это прямое участие всем своим существом (телом, эмоциональными проживаниями, ментально) в ситуации, когда мы чувствуем то, что происходит в моменте.
Диссоциативное восприятие происходит, когда мы какой-то частью существа (эмоциями, образами) отсутствуем в моменте «здесь и сейчас» и что-то вспоминаем или фантазируем, при этом видим себя со стороны, как будто наблюдаем посторонний сюжет или смотрим фильм.
При ассоциациях происходят сильные взаимодействия с другими людьми, реальностью, в мозгу остаются глубокие эмоциональные воспоминания, в виде нейронных связей, которые значительно влияют на выбор и развитие последующих ситуаций. Поэтому ассоциировано надо учиться осознанно вспоминать и моделировать хорошие, приятные события с положительными яркими эмоциями, красивыми образами, ресурсными состояниями. Тогда будут создаваться соответствующие состояниям нейронные связи в мозге, чтобы быть «самому себе режиссёром» того кино, в котором хочется играть главную роль под названием «жизнь».
Когда нам необходимо диссоциативное восприятие?
Мы не помним многие неприятные события или забываем самые трудные подробности. Наше подсознание, конечно, хранит всё, но из осознанности часто исключаются самые травмирующие элементы. И если человек не знает, не умеет себе помочь, то подсознательные реакции становятся серьёзными камнями преткновения в жизни, мешают чувствовать себя счастливым, радостным, благополучным. Но вы читаете статью на сайте об осознанности, значит, есть намерение понять и научиться помогать себе, убирать или снижать негативное воздействие от травмирующих событий и переживаний. Для этого даю эффективную, психоэкологичную и полезную практику самовосстановления.
Итак, технология работы с травмирующими переживаниями при помощи метода диссоциации:
1. Выберите место и время для работы с собой, чтобы вам не мешали, было спокойно.
2. Вспомните без излишних подробностей и эмоций травмирующее событие, которое хотите трансформировать, убрать из него негатив.
3. Но вспоминайте диссоциировано, как будто смотрите кино про человека, похожего на вас, но не вас.
4. Далее просмотрите это воспоминание ещё раз со стороны, отдалите внутренний экран от себя, уменьшите изображение.
5. И еще раз прогоните это же воспоминание, глядя со стороны, но уберите из него цвета, сделав черно-белым и увеличить скорость того, что происходит, как в старых немых фильмах с Чарли Чаплиным. Скорее всего вам станет смешно от таких трансформаций с воспоминанием или, по крайней мере, из него уйдет сверхзначимость, уменьшиться эмоциональный заряд. Это нам и надо.
Таким образом происходит перезапись в мозге нейронных цепочек, задействованных в этом событии, и воспоминание трансформирует травмирующие элементы, а психика восстанавливается от стресса.
Применяйте на здоровье. Технология эффективна для экологичного самовосстановления без таблеток и уколов, которые в таких ситуациях притупляют и затуманивают работу мозга, но проблемы не решают (источник практики: НИП "GO-RA")
Инструменты для развития осознанности
Успехов!